В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
1) Уильям Гибсон "Нейромант. Сожжение Хром".
читать дальше
![](https://data.fantlab.ru/images/editions/big/134131)
Начинаю знакомство с классикой киберпанка. Роман "Нейромант", положивший начало трилогии "Киберпространство", заложил основы того, что мы понимаем под словом "киберпанк", показал идеи, которые были заимствованы самыми разными фильмами, представляющими нам тему виртуального пространства - "Матрица", "Трон"и иже с ними.
Что до самого романа, то сюжет в нем достаточно прост (если не сказать примитивен) - главный герой-неудачник, которого ставят на ноги и подряжают на таинственное и конечно же очень сложное задание. По пути герой обрастает компанией самых разных фриков, что в купе с целым калейдоскопом инновационных ( как по по меркам 1984 года, так и по нынешним) создает вполне себе вкусный коктейль.По крайней мере становится понятно, почему "Нейромант" приобрел культовый статус и задал новый вектор фантастики - "high tech - low life", что в последствии стало девизом киберпанка.
Что до авторского сборника рассказов "Сожжение Хром", то он крайне неоднозначен. Некоторые рассказы выглядят скорее черновиками и голыми идеями, чем до конца оформленными рассказами или историями. Большинство рассказов имеют крайне меланхоличный настрой, я бы сказал трагично-нуарный. Главные герои Гибсона, зачастую, никакие не герои, а самые обычные жители социального дна, а любые, даже самые глобальные, их достижения оставляют привкус пепла во рту. Те же истории, что отличаются по духу, можно охарактеризовать фразой "что же мы сделали с нашей мечтой?". Автор очень тонко и иронично описывает чувства и панику человека, одним глазком взглянувшего на Мир Мечты в "Континууме Гернсбека". На что идут люди, ради того, чего им хочется больше всего в "Сожжении Хром". Кроме этого в сборнике представлены совершенно прекрасные фантастические рассказы "Зона влияния",о том какую цену готовы заплатить люди в погоне за новыми открытиями. Невероятно стильные и атмосферные "Отель "Новая Роза"", "Поединок" и "Зимний рынок". В общем, за исключением пары рассказов, Гибсон мне очень понравился. Буду углубляться в "Киберпространство".
2) Уильям Гибсон "Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв"
читать дальше
![](https://data.fantlab.ru/images/editions/big/144932)
Добил таки трилогию "Муравейник". Вообще у меня сложилось впечатление, что это принципиально цельное произведение, просто для удобства разбитое на части. Потому что одну без другой не понять. Следующая за "Нейромантом" часть - "Граф Ноль", почти оттолкнула меня от дальнейшего прочтения. Три сюжетные линии, пусть и не безынтересные, на всем протяжении повествования абсолютно никак не пересекаются. В итоге просто устаешь перескакивать из одного места в другое и удерживать в голове всех персонажей. Слияние происходит в самом конце и сделано настолько грубо и непонятно, что я сперва решил, будто случился глюк в читалке и из текста просто пропал кусок. Но нет, "не баг, а фича" так сказать. Сам по себе сюжет, стоит заметить, достаточно интересен и строится на очень мощной идее. Но реализация крайне слабая, на фоне той же предыдущей части.
Что касается "Моны Лизы", то тут видна работа над ошибками. Книга смогла сохранить идеологию второй части, но при этом все сюжетные ветки очень гармонично врастают друг в друга. Хоть "овердрайв"и создает впечатление эдакой вещи в себе, но от прочтения скорее получаешь удовольствие, а финал более-менее логичен.
Если резюмировать о "Муравейнике" в целом, то по мере прочтения осознаешь, что погружаешься в какой-то мощный религиозный артхаус. Идея того, как человек влияет на пространство и пространство, в свою очередь, влияет на человека. Сложные вопросы о сотворении богов, что считать богом и много других тем для размышления и фантазирования. Но эта идея воплощена настолько топорно, что произведение имеет скорее академическую ценность, как родоначальник целого жанра и культурной революции. Но как художественное произведение само по себе вряд ли станет моим любимым или хотя бы рекомендуемым.
3) Джо Хилл "Странная погода"
читать дальше![](https://data.fantlab.ru/images/editions/big/232078)
У Хилла я прочитал довольно много вещей и каждая мне, в целом, понравилась. Но, что касается "Странной погоды", тут не все так однозначно. Во-первых слабо угадывается стиль автора. Во-вторых, в половине повестей Хилл поднимает темы, которые уже набили оскомину благодаря нашим современным медиа-развлекаловкам. Расовая нетерпимость, гомофобство, шпильки в сторону Трампа и такое прочее. И не то, чтобы это было как-то слишком нарочито или составляло ядро рассказа (хотя в "Заряженном" это, возможно, так и есть), но всем этим меня уже закормили с экрана.
Теперь предметно: первая повесть "Моментальный снимок", пожалуй, самая лучшая в сборнике. Начинается вяленько, но со временем превращается в глубокую, атмосферную историю, которая увлекается за собой и оставлет после себя легкую нотку недосказанности и тайны, что добавляет особого изюма. В общем, "Снимок" обладает всем тем, за что мне так полюбился Хилл.
Вторая же повесть - "Заряженный", это такая мрачная социальная драма, до верху напичканная описаниями проблем американского общества - оружейное законодательство, расизм, жизнь ветеранов. Все очень мрачно, жестко и злободневно. Я не большой любитель подобных историй, рассказ равнодушным точно никого не оставит, а финал так и вовсе множество эмоций.
Третьим номером идет " На высоте". История, отдающая немного Лавкрафтом, немного "Солярисом" Лема. Но, несмотря на фантастическую составляющую,на первом плане тут описание и разбор отношений между людьми и внутренние переживания главного героя. Вся повесть написана в духе старой доброй научной фантастики и оставляет довольно приятное послевкусие.
Завершается сборник повестью "Дождь", которая сильно слабее своих предшественниц. Несмотря на довольно интересный сюжет и героев, история не создает впечатления целостности. Наоборот, мне показалось, что автор просто надергал там и сям идей, кое-как склеил их друг с другом, приправил едкими комментариями в сторону нынешней власти и выдал в типографию. Но, к чести автора, сюжет имеет несколько приятных поворотов, которые сглаживают впечатление от этого винегрета.
В итоге имеем довольно своеобразный, неровный, но тем не менее стоящий внимания сборник. Пусть он и не ворвется ни в чьи топы и любимчики.
читать дальше
Начинаю знакомство с классикой киберпанка. Роман "Нейромант", положивший начало трилогии "Киберпространство", заложил основы того, что мы понимаем под словом "киберпанк", показал идеи, которые были заимствованы самыми разными фильмами, представляющими нам тему виртуального пространства - "Матрица", "Трон"и иже с ними.
Что до самого романа, то сюжет в нем достаточно прост (если не сказать примитивен) - главный герой-неудачник, которого ставят на ноги и подряжают на таинственное и конечно же очень сложное задание. По пути герой обрастает компанией самых разных фриков, что в купе с целым калейдоскопом инновационных ( как по по меркам 1984 года, так и по нынешним) создает вполне себе вкусный коктейль.По крайней мере становится понятно, почему "Нейромант" приобрел культовый статус и задал новый вектор фантастики - "high tech - low life", что в последствии стало девизом киберпанка.
Что до авторского сборника рассказов "Сожжение Хром", то он крайне неоднозначен. Некоторые рассказы выглядят скорее черновиками и голыми идеями, чем до конца оформленными рассказами или историями. Большинство рассказов имеют крайне меланхоличный настрой, я бы сказал трагично-нуарный. Главные герои Гибсона, зачастую, никакие не герои, а самые обычные жители социального дна, а любые, даже самые глобальные, их достижения оставляют привкус пепла во рту. Те же истории, что отличаются по духу, можно охарактеризовать фразой "что же мы сделали с нашей мечтой?". Автор очень тонко и иронично описывает чувства и панику человека, одним глазком взглянувшего на Мир Мечты в "Континууме Гернсбека". На что идут люди, ради того, чего им хочется больше всего в "Сожжении Хром". Кроме этого в сборнике представлены совершенно прекрасные фантастические рассказы "Зона влияния",о том какую цену готовы заплатить люди в погоне за новыми открытиями. Невероятно стильные и атмосферные "Отель "Новая Роза"", "Поединок" и "Зимний рынок". В общем, за исключением пары рассказов, Гибсон мне очень понравился. Буду углубляться в "Киберпространство".
2) Уильям Гибсон "Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв"
читать дальше
Добил таки трилогию "Муравейник". Вообще у меня сложилось впечатление, что это принципиально цельное произведение, просто для удобства разбитое на части. Потому что одну без другой не понять. Следующая за "Нейромантом" часть - "Граф Ноль", почти оттолкнула меня от дальнейшего прочтения. Три сюжетные линии, пусть и не безынтересные, на всем протяжении повествования абсолютно никак не пересекаются. В итоге просто устаешь перескакивать из одного места в другое и удерживать в голове всех персонажей. Слияние происходит в самом конце и сделано настолько грубо и непонятно, что я сперва решил, будто случился глюк в читалке и из текста просто пропал кусок. Но нет, "не баг, а фича" так сказать. Сам по себе сюжет, стоит заметить, достаточно интересен и строится на очень мощной идее. Но реализация крайне слабая, на фоне той же предыдущей части.
Что касается "Моны Лизы", то тут видна работа над ошибками. Книга смогла сохранить идеологию второй части, но при этом все сюжетные ветки очень гармонично врастают друг в друга. Хоть "овердрайв"и создает впечатление эдакой вещи в себе, но от прочтения скорее получаешь удовольствие, а финал более-менее логичен.
Если резюмировать о "Муравейнике" в целом, то по мере прочтения осознаешь, что погружаешься в какой-то мощный религиозный артхаус. Идея того, как человек влияет на пространство и пространство, в свою очередь, влияет на человека. Сложные вопросы о сотворении богов, что считать богом и много других тем для размышления и фантазирования. Но эта идея воплощена настолько топорно, что произведение имеет скорее академическую ценность, как родоначальник целого жанра и культурной революции. Но как художественное произведение само по себе вряд ли станет моим любимым или хотя бы рекомендуемым.
3) Джо Хилл "Странная погода"
читать дальше
У Хилла я прочитал довольно много вещей и каждая мне, в целом, понравилась. Но, что касается "Странной погоды", тут не все так однозначно. Во-первых слабо угадывается стиль автора. Во-вторых, в половине повестей Хилл поднимает темы, которые уже набили оскомину благодаря нашим современным медиа-развлекаловкам. Расовая нетерпимость, гомофобство, шпильки в сторону Трампа и такое прочее. И не то, чтобы это было как-то слишком нарочито или составляло ядро рассказа (хотя в "Заряженном" это, возможно, так и есть), но всем этим меня уже закормили с экрана.
Теперь предметно: первая повесть "Моментальный снимок", пожалуй, самая лучшая в сборнике. Начинается вяленько, но со временем превращается в глубокую, атмосферную историю, которая увлекается за собой и оставлет после себя легкую нотку недосказанности и тайны, что добавляет особого изюма. В общем, "Снимок" обладает всем тем, за что мне так полюбился Хилл.
Вторая же повесть - "Заряженный", это такая мрачная социальная драма, до верху напичканная описаниями проблем американского общества - оружейное законодательство, расизм, жизнь ветеранов. Все очень мрачно, жестко и злободневно. Я не большой любитель подобных историй, рассказ равнодушным точно никого не оставит, а финал так и вовсе множество эмоций.
Третьим номером идет " На высоте". История, отдающая немного Лавкрафтом, немного "Солярисом" Лема. Но, несмотря на фантастическую составляющую,на первом плане тут описание и разбор отношений между людьми и внутренние переживания главного героя. Вся повесть написана в духе старой доброй научной фантастики и оставляет довольно приятное послевкусие.
Завершается сборник повестью "Дождь", которая сильно слабее своих предшественниц. Несмотря на довольно интересный сюжет и героев, история не создает впечатления целостности. Наоборот, мне показалось, что автор просто надергал там и сям идей, кое-как склеил их друг с другом, приправил едкими комментариями в сторону нынешней власти и выдал в типографию. Но, к чести автора, сюжет имеет несколько приятных поворотов, которые сглаживают впечатление от этого винегрета.
В итоге имеем довольно своеобразный, неровный, но тем не менее стоящий внимания сборник. Пусть он и не ворвется ни в чьи топы и любимчики.
@темы: Книги