В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
Врач-психиатр Дмитрий Фролов объясняет, почему большинство высказываний экспертов и представителей власти о серии нападений в школах являются некомпетентными и откровенно бредовыми.
читать дальшеmedrussia.org/13103-psikhiatr/
За прошлую неделю СМИ сообщили о нескольких случаях насилия в школах. В Улан-Удэ подросток напал на класс с топором и коктейлем Молотова и попытался покончить с собой. В Перми подростки напали с ножами на учителя, а затем пытались убить друг друга. В Симферополе школьнику прострелили ногу из пневматического пистолета, а в Челябинской области ножом ранили подростка.
Как обычно, политики и журналисты, психологи и психиатры нашли простое объяснение. Виноваты в беде соцсети, недостаток психологов и охраны в школах. Еще компьютерные игры, отсутствие духовно-нравственных скреп и агрессивную музыку вспоминают. Выход тоже нашли простой. Усилить контроль за интернетом, увеличить количество психологов и охранников в школах
Вот теперь, видимо, заживем. Все проблемы с насилием, таким образом, можно решить. Достаточно приставить к каждому человеку полицейского, попа, психолога и психиатра, затем разрешить в интернете доступ только к духовно-нравственному контенту.
В голове у горе-экспертов скорее всего такая картина. Идет такой ребенок счастливый из школы, садится за компьютер, пока мамы с папой нет. Случайно натыкается на группу в ВК про школьников из Колумбайна и думает:
«Круто! Пойду тоже так сделаю. Я и не знал, что существуют оружие, убийства и самоубийства. Вон оно как. И я так могу. Это же лучше, чем ходить в мою любимую школу к моим заботливым учителям и дорогим одноклассникам, а потом дома ждать ужина с внимательными родителями». Берет топор и идет в школу.
Конечно, это абсолютная чушь. Ни одна группа в соцсети не может быть причиной насилия или суицида. Миллионы детей и взрослых потребляют информацию о насилии. Все люди, хотя бы иногда, имеют более или менее осознаваемые фантазии и мысли на тему насилия по отношению к себе или другим, но в реальность это воплощается относительно редко. То есть сама информация о насилии не может быть причиной.
В зависимости от преобладающего настроения и мыслей человек, в том числе и ребенок, ищет соответствующую информацию. Если ребенок и правда счастлив, то пройдет мимо таких групп или посмотрит их из любопытства и забудет. Я работал с детьми в качестве психиатра и психотерапевта. Один вполне здоровый мальчик мне сказал, что он видел эти группы, заходил из любопытства, но ему они не показались интересными.
Если же ребенку плохо, то он будет искать такие группы, с целью поиска информации, отвечающей его настроению и мыслям. Найдя ее, он скорее даже получит облегчение за счет проживания и выплеска негативных эмоций в общении с детьми, имеющими схожие проблемы. В большинстве случаев с пользователями таких групп так и происходит. Конечно, в отдельных случаях может произойти и чрезмерное усиление этого настроения, но, скорее всего, оно бы и так произошло, без соцсети. Что-нибудь другое послужило бы таким триггером рано или поздно.
Психика человека вообще и ребенка в частности, тем более подростка, не реагирует механически на то, что написано или сказано кем-то. Она перерабатывает это в зависимости от эмоционального фона или убеждений. При этом активно ищет в окружающем то, что соответствует психическому состоянию.
Это касается и песен, и компьютерных игр. Практически все подростки слушают агрессивные песни и играют в компьютерные игры. Кто-то из них совершает акты насилия, но это не значит, что песни и игры тому виной. Скорее увлечение ими – иногда следствие агрессивных тенденций, которые могут быть вполне безобидными и находят выплеск в этих занятиях.
Меня, как психиатра, обеспокоила бы скорее обратная ситуация. Если подросток не имеет агрессивных побуждений. И вот почему. Важно понимать специфику подросткового возраста.
Подросток начинает осознавать себя как автономную личность. Он ищет свои ценности. Увлекается различными идеями. Его кидает из крайности в крайность, в том числе и в агрессию. Подросток слепо отвергает ценности старшего поколения в поисках собственных. При этом может увлечься религиозным или политическим экстремизмом, например. Это нормальный период развития. Очень сложный, но необходимый. Если подростковый период протекает спокойно и гладко, то вполне вероятны психологические проблемы во взрослом возрасте.
Запреты и ограничения тут не помогут. Возможно, что подобные акты насилия в любом случае неизбежны. Просто в силу биологической склонности человека к агрессии, наличия социальных противоречий и специфики подросткового возраста, когда агрессивные тенденции обостряются. Пугающие нас эксцессы – это крайние формы континуума нормального подросткового поведения.
Чтобы уменьшить число таких случаев нужно помочь подростку направить бунт и агрессию в социально приемлемое русло. Это может быть увлечение современным искусством, экстремальной музыкой, спортом, участие в политических протестах и даже компьютерные игры.
Усиление охраны, конечно, не панацея. Если подросток готов к насилию, то он найдет способ его совершить. Школьные психологи тоже очень ограничены в возможностях. Многие думают, что они волшебники, которые как угодно изменяют состояние ребенка. Но это не так. Хотя бесспорно, что психологи в школах нужны, но считать, что их наличие гарантированно предотвратит насилие – глупо. А знание христианских заповедей и молитв тем более не спасает от жесткости.
Помимо биологических и социально-психологических особенностей подросткового возраста склонность к насилию обусловлена неблагоприятной семейной и школьной обстановкой. Эта обстановка может формировать депрессивное и агрессивное мышление. К тому же подростковая и детская депрессия часто проявляются именно в агрессивном поведении.
Во всем мире и в нашей стране дети достаточно часто подвергаются физическому насилию в семьях. В том числе сексуальному. И если с физическим насилием сталкиваются далеко не все, то психологического насилия со стороны родителей ребенку практически не избежать. Оно проявляется во вполне привычных для российской семьи моральных унижениях и запугиваниях, которые считаются воспитательными мерами.
Школьные учителя старательно поддерживают эту традицию. Они сами унижают детей, сравнивая их друг с другом, делая колкие и неэтичные замечания, запугивая двойками и экзаменами. Дети находятся в невероятном напряжении. При этом учителя давят на родителей, чтобы те усилили репрессии к детям. К ним присоединяются врачи и психологи, которые списывают нарушения поведения на аморальность и пользование компьютером.
При этом никто не пытается понять подростка. На него обрушивается шквал моральных поучений, наказаний и ограничений, что только усиливает его агрессию и/или депрессию. Многие дети подвергаются психологическому и физическому насилию со стороны старшеклассников и сверстников. Учителя, родители и психологи обычно считают, что ребенок сам в этом виноват. Они не пытаются решить эту проблему.
Часто дети могут иметь индивидуальные психологические и биологические особенности, которые усиливают их проблемы. И здесь может помочь в первую очередь психиатр и психотерапевт, но не школьный психолог. Но из-за незнания и страха родителей и педагогов, отсутствия материальных возможностей или грамотных специалистов, ребенок вряд ли такую помощь получит.
Все усугубляют бедность, алкоголизация родителей и душная авторитарная обстановка в нашем обществе, где конкуренция и войны, стремление к власти и деньгам стоят во главе угла. Если уважаемым взрослым можно решать проблемы с помощью войн и угроз применения ядерного оружия, то почему подросткам нельзя взять нож?
Эта резня - вполне закономерная реакция на весь этот мрак, окружающий наших детей. Спасти от него - задача семьи и общества. Они могут создать более благоприятную атмосферу вокруг ребенка. Защитить его не от соцсетей и компьютерных игр, а от унижений, несправедливости и одиночества. Дать ребенку не оплеух и моральных поучений, а уважение и любовь.
Автор: психиатр и психотерапевт Дмитрий Фролов
читать дальшеmedrussia.org/13103-psikhiatr/
За прошлую неделю СМИ сообщили о нескольких случаях насилия в школах. В Улан-Удэ подросток напал на класс с топором и коктейлем Молотова и попытался покончить с собой. В Перми подростки напали с ножами на учителя, а затем пытались убить друг друга. В Симферополе школьнику прострелили ногу из пневматического пистолета, а в Челябинской области ножом ранили подростка.
Как обычно, политики и журналисты, психологи и психиатры нашли простое объяснение. Виноваты в беде соцсети, недостаток психологов и охраны в школах. Еще компьютерные игры, отсутствие духовно-нравственных скреп и агрессивную музыку вспоминают. Выход тоже нашли простой. Усилить контроль за интернетом, увеличить количество психологов и охранников в школах
Вот теперь, видимо, заживем. Все проблемы с насилием, таким образом, можно решить. Достаточно приставить к каждому человеку полицейского, попа, психолога и психиатра, затем разрешить в интернете доступ только к духовно-нравственному контенту.
В голове у горе-экспертов скорее всего такая картина. Идет такой ребенок счастливый из школы, садится за компьютер, пока мамы с папой нет. Случайно натыкается на группу в ВК про школьников из Колумбайна и думает:
«Круто! Пойду тоже так сделаю. Я и не знал, что существуют оружие, убийства и самоубийства. Вон оно как. И я так могу. Это же лучше, чем ходить в мою любимую школу к моим заботливым учителям и дорогим одноклассникам, а потом дома ждать ужина с внимательными родителями». Берет топор и идет в школу.
Конечно, это абсолютная чушь. Ни одна группа в соцсети не может быть причиной насилия или суицида. Миллионы детей и взрослых потребляют информацию о насилии. Все люди, хотя бы иногда, имеют более или менее осознаваемые фантазии и мысли на тему насилия по отношению к себе или другим, но в реальность это воплощается относительно редко. То есть сама информация о насилии не может быть причиной.
В зависимости от преобладающего настроения и мыслей человек, в том числе и ребенок, ищет соответствующую информацию. Если ребенок и правда счастлив, то пройдет мимо таких групп или посмотрит их из любопытства и забудет. Я работал с детьми в качестве психиатра и психотерапевта. Один вполне здоровый мальчик мне сказал, что он видел эти группы, заходил из любопытства, но ему они не показались интересными.
Если же ребенку плохо, то он будет искать такие группы, с целью поиска информации, отвечающей его настроению и мыслям. Найдя ее, он скорее даже получит облегчение за счет проживания и выплеска негативных эмоций в общении с детьми, имеющими схожие проблемы. В большинстве случаев с пользователями таких групп так и происходит. Конечно, в отдельных случаях может произойти и чрезмерное усиление этого настроения, но, скорее всего, оно бы и так произошло, без соцсети. Что-нибудь другое послужило бы таким триггером рано или поздно.
Психика человека вообще и ребенка в частности, тем более подростка, не реагирует механически на то, что написано или сказано кем-то. Она перерабатывает это в зависимости от эмоционального фона или убеждений. При этом активно ищет в окружающем то, что соответствует психическому состоянию.
Это касается и песен, и компьютерных игр. Практически все подростки слушают агрессивные песни и играют в компьютерные игры. Кто-то из них совершает акты насилия, но это не значит, что песни и игры тому виной. Скорее увлечение ими – иногда следствие агрессивных тенденций, которые могут быть вполне безобидными и находят выплеск в этих занятиях.
Меня, как психиатра, обеспокоила бы скорее обратная ситуация. Если подросток не имеет агрессивных побуждений. И вот почему. Важно понимать специфику подросткового возраста.
Подросток начинает осознавать себя как автономную личность. Он ищет свои ценности. Увлекается различными идеями. Его кидает из крайности в крайность, в том числе и в агрессию. Подросток слепо отвергает ценности старшего поколения в поисках собственных. При этом может увлечься религиозным или политическим экстремизмом, например. Это нормальный период развития. Очень сложный, но необходимый. Если подростковый период протекает спокойно и гладко, то вполне вероятны психологические проблемы во взрослом возрасте.
Запреты и ограничения тут не помогут. Возможно, что подобные акты насилия в любом случае неизбежны. Просто в силу биологической склонности человека к агрессии, наличия социальных противоречий и специфики подросткового возраста, когда агрессивные тенденции обостряются. Пугающие нас эксцессы – это крайние формы континуума нормального подросткового поведения.
Чтобы уменьшить число таких случаев нужно помочь подростку направить бунт и агрессию в социально приемлемое русло. Это может быть увлечение современным искусством, экстремальной музыкой, спортом, участие в политических протестах и даже компьютерные игры.
Усиление охраны, конечно, не панацея. Если подросток готов к насилию, то он найдет способ его совершить. Школьные психологи тоже очень ограничены в возможностях. Многие думают, что они волшебники, которые как угодно изменяют состояние ребенка. Но это не так. Хотя бесспорно, что психологи в школах нужны, но считать, что их наличие гарантированно предотвратит насилие – глупо. А знание христианских заповедей и молитв тем более не спасает от жесткости.
Помимо биологических и социально-психологических особенностей подросткового возраста склонность к насилию обусловлена неблагоприятной семейной и школьной обстановкой. Эта обстановка может формировать депрессивное и агрессивное мышление. К тому же подростковая и детская депрессия часто проявляются именно в агрессивном поведении.
Во всем мире и в нашей стране дети достаточно часто подвергаются физическому насилию в семьях. В том числе сексуальному. И если с физическим насилием сталкиваются далеко не все, то психологического насилия со стороны родителей ребенку практически не избежать. Оно проявляется во вполне привычных для российской семьи моральных унижениях и запугиваниях, которые считаются воспитательными мерами.
Школьные учителя старательно поддерживают эту традицию. Они сами унижают детей, сравнивая их друг с другом, делая колкие и неэтичные замечания, запугивая двойками и экзаменами. Дети находятся в невероятном напряжении. При этом учителя давят на родителей, чтобы те усилили репрессии к детям. К ним присоединяются врачи и психологи, которые списывают нарушения поведения на аморальность и пользование компьютером.
При этом никто не пытается понять подростка. На него обрушивается шквал моральных поучений, наказаний и ограничений, что только усиливает его агрессию и/или депрессию. Многие дети подвергаются психологическому и физическому насилию со стороны старшеклассников и сверстников. Учителя, родители и психологи обычно считают, что ребенок сам в этом виноват. Они не пытаются решить эту проблему.
Часто дети могут иметь индивидуальные психологические и биологические особенности, которые усиливают их проблемы. И здесь может помочь в первую очередь психиатр и психотерапевт, но не школьный психолог. Но из-за незнания и страха родителей и педагогов, отсутствия материальных возможностей или грамотных специалистов, ребенок вряд ли такую помощь получит.
Все усугубляют бедность, алкоголизация родителей и душная авторитарная обстановка в нашем обществе, где конкуренция и войны, стремление к власти и деньгам стоят во главе угла. Если уважаемым взрослым можно решать проблемы с помощью войн и угроз применения ядерного оружия, то почему подросткам нельзя взять нож?
Эта резня - вполне закономерная реакция на весь этот мрак, окружающий наших детей. Спасти от него - задача семьи и общества. Они могут создать более благоприятную атмосферу вокруг ребенка. Защитить его не от соцсетей и компьютерных игр, а от унижений, несправедливости и одиночества. Дать ребенку не оплеух и моральных поучений, а уважение и любовь.
Автор: психиатр и психотерапевт Дмитрий Фролов
Пока мои уточнения возражений не вызывают? Вопросы есть? Если да - отвечу, если нет - продолжу.
Перечитала. Про синего кита у автора ни слова. Но не буду придираться.
Нет, симптомы хорошие врачи не лечат. Они лечат болезнь, установив диагноз. Одинаковые симптомы могут быть при очень разных диагнозах. Вплоть до смертельно противоположных.
Пока мои уточнения возражений не вызывают? Вопросы есть? Если да - отвечу, если нет - продолжу.
Ну да, сплошные вопросы. Я вообще не поняла аналогий и в чем конкретно автор не прав?
Про синего кита у автора ни слова. Но не буду придираться. он говорит о группах как таковых, а киты из подобных групп - самый-самый нынешний жупел, которым пугают со страшной силой все, кому не лень. Автор прав в том, что группы - сами по себе - НЕ болезнь. ИМХО - они даже не симптом.
В самом крайнем, пограничном случае - мама-папа заметят, что в поведении ребенка что-то изменилось. По себе проходила. Все терки с ровесниками (а были, и непростые) я вываливала на маму - потому что верила ей абсолютно. Я не верю в благополучную, истинно благополучную семью, в которой девочка внезапно(!) поперлась в ИГИЛ. Не бывает.
Подростковое "заражение" "работает" ровно до того момента, когда "это круто". Подростки - разные. И среды общения у них - разные. Выбрать правильную, нормальную среду общения для подростка - задача родителей.
Киты - пройденный несколько лет назад этап. Сын что-то говорил про новые веяния, но, честно говоря, ни меня, ни его это сильно не интересует. )))
2. Соседи по двору
3. Друзья по интересам в интернете
Если у ребенка есть круг общения за пределами школы, мнение класса для него значит чуть больше чем ничего.
Если б все было так просто. Можно не уважать одноклассников, можно не соглашаться с их мнением - но от этого не становится приятнее и легче ходить в школу, где над тобой издеваются.
Хотя круг "своего, правильного" общения за пределами и ощущение безопасности в семье, конечно, служат очень серьезной и нужной поддержкой.
Мэлис Крэш, Счастливый ребенок не боится быть отвергнутым, так как у счастливого ребенка нет проблем с поиском другой подходящей группы сверстников. Вот именно!
1. Кружки, музыкальные/художественные/спортивные школы
2. Соседи по двору
3. Друзья по интересам в интернете
Если у ребенка есть круг общения за пределами школы, мнение класса для него значит чуть больше чем ничего. Кстати, совершенно верно
А еще у счастливых детей обычно умные родители, которые понимают, когда нужно перевести ребенка в другую школу. Кстати, да. Нормальные родители переводят. Вот, у моего друга юности - уж на что тараканистый папа, но даже он принял меры, когда того избили одноклассники - второй класс, Карл! - и перевёл сына в другую школу. Кстати, хорошую.
Ela, кстати, не всегда это наследственное. Такие могут рождаться и в вполне психических здоровых семьях. Я думаю, что одноклассник вашего сына - не обязательно психопат, а просто - избалованный малолетний мерзавец, который решил, что ему всё с рук спустят. Я знаю такой случай, там отец - потакал жестокости сына. Мол, мужчина растёт! И дедушка давал ему пульки и говорил, что надо отстреливать дроздов, потому что "они же клюют нашу чернополдку!" В итоге, из сынка вырос живодёр. И я не думаю, что психопатов так уж много. Полагаю, что это - таки косяк воспитания.