15:42 

Психиатр о резне в школах

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
Врач-психиатр Дмитрий Фролов объясняет, почему большинство высказываний экспертов и представителей власти о серии нападений в школах являются некомпетентными и откровенно бредовыми.

medrussia.org/13103-psikhiatr/

За прошлую неделю СМИ сообщили о нескольких случаях насилия в школах. В Улан-Удэ подросток напал на класс с топором и коктейлем Молотова и попытался покончить с собой. В Перми подростки напали с ножами на учителя, а затем пытались убить друг друга. В Симферополе школьнику прострелили ногу из пневматического пистолета, а в Челябинской области ножом ранили подростка.

Как обычно, политики и журналисты, психологи и психиатры нашли простое объяснение. Виноваты в беде соцсети, недостаток психологов и охраны в школах. Еще компьютерные игры, отсутствие духовно-нравственных скреп и агрессивную музыку вспоминают. Выход тоже нашли простой. Усилить контроль за интернетом, увеличить количество психологов и охранников в школах

Вот теперь, видимо, заживем. Все проблемы с насилием, таким образом, можно решить. Достаточно приставить к каждому человеку полицейского, попа, психолога и психиатра, затем разрешить в интернете доступ только к духовно-нравственному контенту.

В голове у горе-экспертов скорее всего такая картина. Идет такой ребенок счастливый из школы, садится за компьютер, пока мамы с папой нет. Случайно натыкается на группу в ВК про школьников из Колумбайна и думает:

«Круто! Пойду тоже так сделаю. Я и не знал, что существуют оружие, убийства и самоубийства. Вон оно как. И я так могу. Это же лучше, чем ходить в мою любимую школу к моим заботливым учителям и дорогим одноклассникам, а потом дома ждать ужина с внимательными родителями». Берет топор и идет в школу.

Конечно, это абсолютная чушь. Ни одна группа в соцсети не может быть причиной насилия или суицида. Миллионы детей и взрослых потребляют информацию о насилии. Все люди, хотя бы иногда, имеют более или менее осознаваемые фантазии и мысли на тему насилия по отношению к себе или другим, но в реальность это воплощается относительно редко. То есть сама информация о насилии не может быть причиной.

В зависимости от преобладающего настроения и мыслей человек, в том числе и ребенок, ищет соответствующую информацию. Если ребенок и правда счастлив, то пройдет мимо таких групп или посмотрит их из любопытства и забудет. Я работал с детьми в качестве психиатра и психотерапевта. Один вполне здоровый мальчик мне сказал, что он видел эти группы, заходил из любопытства, но ему они не показались интересными.

Если же ребенку плохо, то он будет искать такие группы, с целью поиска информации, отвечающей его настроению и мыслям. Найдя ее, он скорее даже получит облегчение за счет проживания и выплеска негативных эмоций в общении с детьми, имеющими схожие проблемы. В большинстве случаев с пользователями таких групп так и происходит. Конечно, в отдельных случаях может произойти и чрезмерное усиление этого настроения, но, скорее всего, оно бы и так произошло, без соцсети. Что-нибудь другое послужило бы таким триггером рано или поздно.

Психика человека вообще и ребенка в частности, тем более подростка, не реагирует механически на то, что написано или сказано кем-то. Она перерабатывает это в зависимости от эмоционального фона или убеждений. При этом активно ищет в окружающем то, что соответствует психическому состоянию.

Это касается и песен, и компьютерных игр. Практически все подростки слушают агрессивные песни и играют в компьютерные игры. Кто-то из них совершает акты насилия, но это не значит, что песни и игры тому виной. Скорее увлечение ими – иногда следствие агрессивных тенденций, которые могут быть вполне безобидными и находят выплеск в этих занятиях.

Меня, как психиатра, обеспокоила бы скорее обратная ситуация. Если подросток не имеет агрессивных побуждений. И вот почему. Важно понимать специфику подросткового возраста.

Подросток начинает осознавать себя как автономную личность. Он ищет свои ценности. Увлекается различными идеями. Его кидает из крайности в крайность, в том числе и в агрессию. Подросток слепо отвергает ценности старшего поколения в поисках собственных. При этом может увлечься религиозным или политическим экстремизмом, например. Это нормальный период развития. Очень сложный, но необходимый. Если подростковый период протекает спокойно и гладко, то вполне вероятны психологические проблемы во взрослом возрасте.

Запреты и ограничения тут не помогут. Возможно, что подобные акты насилия в любом случае неизбежны. Просто в силу биологической склонности человека к агрессии, наличия социальных противоречий и специфики подросткового возраста, когда агрессивные тенденции обостряются. Пугающие нас эксцессы – это крайние формы континуума нормального подросткового поведения.

Чтобы уменьшить число таких случаев нужно помочь подростку направить бунт и агрессию в социально приемлемое русло. Это может быть увлечение современным искусством, экстремальной музыкой, спортом, участие в политических протестах и даже компьютерные игры.

Усиление охраны, конечно, не панацея. Если подросток готов к насилию, то он найдет способ его совершить. Школьные психологи тоже очень ограничены в возможностях. Многие думают, что они волшебники, которые как угодно изменяют состояние ребенка. Но это не так. Хотя бесспорно, что психологи в школах нужны, но считать, что их наличие гарантированно предотвратит насилие – глупо. А знание христианских заповедей и молитв тем более не спасает от жесткости.

Помимо биологических и социально-психологических особенностей подросткового возраста склонность к насилию обусловлена неблагоприятной семейной и школьной обстановкой. Эта обстановка может формировать депрессивное и агрессивное мышление. К тому же подростковая и детская депрессия часто проявляются именно в агрессивном поведении.

Во всем мире и в нашей стране дети достаточно часто подвергаются физическому насилию в семьях. В том числе сексуальному. И если с физическим насилием сталкиваются далеко не все, то психологического насилия со стороны родителей ребенку практически не избежать. Оно проявляется во вполне привычных для российской семьи моральных унижениях и запугиваниях, которые считаются воспитательными мерами.

Школьные учителя старательно поддерживают эту традицию. Они сами унижают детей, сравнивая их друг с другом, делая колкие и неэтичные замечания, запугивая двойками и экзаменами. Дети находятся в невероятном напряжении. При этом учителя давят на родителей, чтобы те усилили репрессии к детям. К ним присоединяются врачи и психологи, которые списывают нарушения поведения на аморальность и пользование компьютером.

При этом никто не пытается понять подростка. На него обрушивается шквал моральных поучений, наказаний и ограничений, что только усиливает его агрессию и/или депрессию. Многие дети подвергаются психологическому и физическому насилию со стороны старшеклассников и сверстников. Учителя, родители и психологи обычно считают, что ребенок сам в этом виноват. Они не пытаются решить эту проблему.

Часто дети могут иметь индивидуальные психологические и биологические особенности, которые усиливают их проблемы. И здесь может помочь в первую очередь психиатр и психотерапевт, но не школьный психолог. Но из-за незнания и страха родителей и педагогов, отсутствия материальных возможностей или грамотных специалистов, ребенок вряд ли такую помощь получит.

Все усугубляют бедность, алкоголизация родителей и душная авторитарная обстановка в нашем обществе, где конкуренция и войны, стремление к власти и деньгам стоят во главе угла. Если уважаемым взрослым можно решать проблемы с помощью войн и угроз применения ядерного оружия, то почему подросткам нельзя взять нож?

Эта резня - вполне закономерная реакция на весь этот мрак, окружающий наших детей. Спасти от него - задача семьи и общества. Они могут создать более благоприятную атмосферу вокруг ребенка. Защитить его не от соцсетей и компьютерных игр, а от унижений, несправедливости и одиночества. Дать ребенку не оплеух и моральных поучений, а уважение и любовь.

Автор: психиатр и психотерапевт Дмитрий Фролов

URL
Комментарии
2018-01-25 в 17:14 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Danny Ocean, кстати, совершенно верно!:friend: Вот, ППКС! Можно статью утянуть к себе?

2018-01-25 в 17:18 

Белейшая Мышь
Истина в России всегда имеет характер фантастический. Ф.М. Достоевский
Хорошо, да.

2018-01-25 в 17:19 

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
Siegfried Kiercheis, конечно

URL
2018-01-25 в 18:13 

Ela
Отчасти и так. Но - не всегда. То есть "верха" несут лажу, но и этот товарищ не всегда прав и не во всем.

2018-01-25 в 18:58 

Белейшая Мышь
Истина в России всегда имеет характер фантастический. Ф.М. Достоевский
Ela, А в чём он неправ? Мне правда важно понять.

2018-01-25 в 19:19 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Danny Ocean, спасибо вам:)

2018-01-25 в 21:37 

Ela
Ну, в первую очередь - когда он всех этих синих китов и им подобных назвает симптомом. Это шелуха на поверхности симптома. А сам симптом - то умонастроение, которое делает шелуху притягательной. Это раз. Второе - симптом что, лечить не надо? Сам пройдет? Ой, нет. При пневмонии симптом - кашель. Лечить только кашель - глупо. Но лечить и его тоже - необходимо.
Пока мои уточнения возражений не вызывают? Вопросы есть? Если да - отвечу, если нет - продолжу.

2018-01-25 в 22:39 

Белейшая Мышь
Истина в России всегда имеет характер фантастический. Ф.М. Достоевский
Ela, Это не возражения, это уточнения.
Перечитала. Про синего кита у автора ни слова. Но не буду придираться.
Нет, симптомы хорошие врачи не лечат. Они лечат болезнь, установив диагноз. Одинаковые симптомы могут быть при очень разных диагнозах. Вплоть до смертельно противоположных.
Пока мои уточнения возражений не вызывают? Вопросы есть? Если да - отвечу, если нет - продолжу.
Ну да, сплошные вопросы. Я вообще не поняла аналогий и в чем конкретно автор не прав?

2018-01-25 в 22:56 

Ela
Одинаковые симптомы могут быть при очень разных диагнозах. Вплоть до смертельно противоположных. - именно. Поэтому - хотя я более чем согласна с автором, что Ни одна группа в соцсети не может быть причиной насилия или суицида - сама по себе как таковая, и что это не сама болезнь и даже не симптом, а его шелуха, и я вообще не одобряю фиксацию на ней, НО - Если ребенок и правда счастлив, то пройдет мимо таких групп или посмотрит их из любопытства и забудет. - если автор статьи и правда так думает, он слабый специалист. Даже представить себе трудно со стороны, как далеко может зайти счастливый ребенок из страха отвержения сотоварищами, например. Поведенческое "заражение", подростковое подражание - очень страшные вещи. И не учитывать их нельзя.
Про синего кита у автора ни слова. Но не буду придираться. он говорит о группах как таковых, а киты из подобных групп - самый-самый нынешний жупел, которым пугают со страшной силой все, кому не лень. Автор прав в том, что группы - сами по себе - НЕ болезнь. ИМХО - они даже не симптом.

2018-01-25 в 23:06 

Белейшая Мышь
Истина в России всегда имеет характер фантастический. Ф.М. Достоевский
как далеко может зайти счастливый ребенок из страха отвержения сотоварищами, например. Не-а. Если у ребенка (подростка) действительно все в порядке, то первый, к кому он пойдет со своими проблемами - это родители (старшие родственники). Но это при условии, что все в порядке в семье - о чем автор и говорит.
В самом крайнем, пограничном случае - мама-папа заметят, что в поведении ребенка что-то изменилось. По себе проходила. Все терки с ровесниками (а были, и непростые) я вываливала на маму - потому что верила ей абсолютно. Я не верю в благополучную, истинно благополучную семью, в которой девочка внезапно(!) поперлась в ИГИЛ. Не бывает.
Подростковое "заражение" "работает" ровно до того момента, когда "это круто". Подростки - разные. И среды общения у них - разные. Выбрать правильную, нормальную среду общения для подростка - задача родителей.
Киты - пройденный несколько лет назад этап. Сын что-то говорил про новые веяния, но, честно говоря, ни меня, ни его это сильно не интересует. )))

2018-01-26 в 01:10 

Ela
Не-а. Если у ребенка (подростка) действительно все в порядке, то первый, к кому он пойдет со своими проблемами - это родители (старшие родственники). Но это при условии, что все в порядке в семье - о чем автор и говорит. - серьезно? Вообще-то автор говорит: Подросток начинает осознавать себя как автономную личность. Он ищет свои ценности. Увлекается различными идеями. Его кидает из крайности в крайность, в том числе и в агрессию. Подросток слепо отвергает ценности старшего поколения в поисках собственных. При этом может увлечься религиозным или политическим экстремизмом, например. Это нормальный период развития.. Вот так вот. Это с его точки зрения - нормально. именно это - а не доверие между ним и родителями, позволяющее обратиться со совими проблемами к ним. Вы с этим точно согласны? Я вот - нет. Это обычно, это массово - но это отнюдь не обязательно в плане нормы. А откуда оно берется - разговор отдельный и куда более сложный.

2018-01-26 в 02:17 

Мэлис Крэш
Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Я - гетеросенсуал. Других понимаю, себя - нет. ##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
Счастливый ребенок не боится быть отвергнутым, так как у счастливого ребенка нет проблем с поиском другой подходящей группы сверстников.

2018-01-26 в 06:11 

Ela
Счастливый ребенок не боится быть отвергнутым, так как у счастливого ребенка нет проблем с поиском другой подходящей группы сверстников. - точно? Вот прямо в классе у него проблема возникла - к примеру, он не крутой, он отстойный, у него нет навороченного айфона, фуууу - и пошло-поехало. И где он возьмет другую группу, когда эта над ним издевается - ну, или уж по крайности, презирает?

2018-01-26 в 13:54 

Мэлис Крэш
Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Я - гетеросенсуал. Других понимаю, себя - нет. ##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
1. Кружки, музыкальные/художественные/спортивные школы
2. Соседи по двору
3. Друзья по интересам в интернете
Если у ребенка есть круг общения за пределами школы, мнение класса для него значит чуть больше чем ничего.

2018-01-26 в 14:04 

sehmeth
Откуда возникла эта светлая мечта о человеческой рациональности – непонятно. (c)
Если у ребенка есть круг общения за пределами школы, мнение класса для него значит чуть больше чем ничего.
Если б все было так просто. Можно не уважать одноклассников, можно не соглашаться с их мнением - но от этого не становится приятнее и легче ходить в школу, где над тобой издеваются.
Хотя круг "своего, правильного" общения за пределами и ощущение безопасности в семье, конечно, служат очень серьезной и нужной поддержкой.

2018-01-26 в 14:29 

Мэлис Крэш
Да кому оно нужно, это бессмертие! ##### Я - гетеросенсуал. Других понимаю, себя - нет. ##### Фикрайтеры всех стран, объединяйтесь! Спасем героев от садистов-авторов!#####Я не Кенни! Я Эникентий Мидихлорианович!
А еще у счастливых детей обычно умные родители, которые понимают, когда нужно перевести ребенка в другую школу.

2018-01-26 в 18:08 

Ela
А еще у счастливых детей обычно умные родители, которые понимают, когда нужно перевести ребенка в другую школу. - увы, это не всегда возможно. НО - да, умные родители - большая поддержка. Еще и потому, что ребнок с самого начала чувствует себя иначе. Как умный родитель делюсь опытом - моего сына травить не удалось вообще от слова совсем. То есть еще в начальной школе, когда определяется, над кем будут смеяться, на кого будут наезжать и так далее - ент, он не сдачи давал, но и не игнорил. Он смотрел в ответ с таким великолепным удивлением, что наезжающий сам оказывался дураком, а кому же это нравится? Так что от него очень быстро отвалились, и так было до седьмого класса, когда в их школу перевели НЕЧТО. Старшая сестра у мальчика нормальная, ее моя племянница знала по другой школе... и ее братца - тоже. Мальчик - натуральный психопат. Это было ужасно и чудовищно. А матушка над ним ворковало - мол, он дитя-индиго. Ага, это индиго довело до посинения всех, кто был рядом. В предыдущей школе от него учительница в кардиологию легла, а потом уволилась. И вот его перевели в нашу школу. Люди, это было УЖАСНО. Без всякого преувеличения. Он докапывался до всех. В общем, мы (по другой причине) перешли в другую школу и вздохнули с облегчением. Так вот. В данном случае мальчик из вполне нормальной семьи, и сестра у него хорошая. Но сочетание наследственности и воспитания сделали из мальчика проявленного психопата уже к седьмому классу. И он как раз и есть из того контингента, из которого приходят такие вот убийцы. И совет доктора "понимать" бедную дитачку тут неприемлем ни с какой точки зрения. И проблема в том, что психопатов сейчас стало на душу населения сильно больше - в том числе и среди школьников. А как лечить психопата, пока неизвестно никакой науке.

2018-01-28 в 15:28 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Ela, насчёт того, что синие киты - шелуха, согласен с вами:friend: Но дело в том, что на самом деле - никаких таких "групп смерти" не существует. Это всё придумки недобросовестных журналистов, чтобы напугать впечатлительных мамаш. Мол, не виновата семья - это плохой, злой, нехороший Интернет и соцсети деточку довели. И эти синие киты - они притянуты за уши, как символ самоубийства. в прошлом году ваш покорный слуга тоже рисовал синего кита. Но при этом - без мыслей о том, чтобы выпилиться:) Это как в перестройку - тогда были виноваты рок-музыка, Высоцкий, друзья и неправильные книжки. Да - и песни под гитару по вечерам. А сейчас - Интернет и готические группы. Да, и компьютерные игры, непременно!:laugh: Родители порой не замечают собственной вины в том, что их чадо пошло по кривой дорожке или же - совершило самоубийство. А на деле - много людей слушают готику и играют в "стрелялки". И что? Это мне напоминает, как в девяностых был свидетелем того, как одна библиотекарша рассказала другой, как в армии какой-то солдатик взял автомат - и расстрелял половину своего взвода. "Нет, ты представляешь - когда открыли его тумбочку, то нашли там - кучу книг фэнтези! Вот до чего они доводят!" Аж смешно. Я тогда был молоденьким пацаном, но мне и тогда эта байка показалась притянутой за уши. Лишь бы кого-то обвинить. Книжки, музыку, друзей, Интернет. И никто, НИКТО не подумал, что парня могла банально достать дедовщина.
Мэлис Крэш, Счастливый ребенок не боится быть отвергнутым, так как у счастливого ребенка нет проблем с поиском другой подходящей группы сверстников. Вот именно!:friend:
1. Кружки, музыкальные/художественные/спортивные школы
2. Соседи по двору
3. Друзья по интересам в интернете
Если у ребенка есть круг общения за пределами школы, мнение класса для него значит чуть больше чем ничего.
Кстати, совершенно верно:friend: Если у тебя нет взаимопонимания в классе, но есть друзья в музыкалке-художке, во дворе и в сети - нафиг этот класс сдался?
А еще у счастливых детей обычно умные родители, которые понимают, когда нужно перевести ребенка в другую школу. Кстати, да. Нормальные родители переводят. Вот, у моего друга юности - уж на что тараканистый папа, но даже он принял меры, когда того избили одноклассники - второй класс, Карл! - и перевёл сына в другую школу. Кстати, хорошую.
Ela, кстати, не всегда это наследственное. Такие могут рождаться и в вполне психических здоровых семьях. Я думаю, что одноклассник вашего сына - не обязательно психопат, а просто - избалованный малолетний мерзавец, который решил, что ему всё с рук спустят. Я знаю такой случай, там отец - потакал жестокости сына. Мол, мужчина растёт! И дедушка давал ему пульки и говорил, что надо отстреливать дроздов, потому что "они же клюют нашу чернополдку!" В итоге, из сынка вырос живодёр. И я не думаю, что психопатов так уж много. Полагаю, что это - таки косяк воспитания.

2018-01-28 в 16:14 

Ela
И я не думаю, что психопатов так уж много. Полагаю, что это - таки косяк воспитания. - и да, и нет. Такое воспитание тоже способствует патологии. На самом деле, откуда берутся психопаты - что тут от врожденного, а что от воспитания - пока сказать невозможно. Даже знаменитая психопатическая триада ранней диагностики, ИМХО, не покрывает весь спектр. Но вот что психопатов стало больше - увы, факт. Я все собираюсь об этом пост написать - почему. ИМХО, так происходит.

2018-02-05 в 14:51 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Ela, ну, вот именно, что ИМХО. Больше ли меньше - не знаю. Просто психопаты - они заметнее нормальных как-то. Что называется, закон жизни - когда хорошее теряется на фоне дурного, но при этом - дурного не больше, чем хорошего:)

     

Записки на полях

главная