02:02 

Что я прочитал в этом году

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
1) Стив Эриксон "Сады Луны"



Первый том эпопеи под названием "Малазанская Книга Павших". Что я могу сказать. С одной стороны у нас невероятно богатый мир - тут тебе и магия, и интриги, и куча персонажей, и обширная география, и объемная предыстория. Но есть одно поганое "но". Всё это написано максимально бездарно. Никакой подготовки читателя не будет - автор сразу кидает вас в водоворот имён, городов, стран, богов, магии, всё это глубоко связано между собой, но хрен кто объяснит как. Многие сюжетные ходы провалены, связки между событиями либо схематичны, либо отсутствуют вовсе. Повествование настолько рваное, что всю концовку моими спутниками были вопросы кто? что? зачем? почему?
И вот вроде бы как фентези книга вполне себе достойная, но создаётся впечатление, что перед первым томом должны быть ещё пару книг.

2) Стив Эриксон "Врата Мёртвого Дома"



Второе сказание "Малазанской Книги Павших". Впечатления куда как более позитивные, в сравнении с первым томом. Повествование выровнялось, хотя и не растеряло до конца некоторой сумбурности и тёмных пятен. Мотивация некоторых поступков персонажей либо отсутствует, либо настолько схематично, что походит на "додумай сам". Зато, в противовес минусам, на свет вышли явные плюсы истории. Мощные персонажи, эпичные события, интересный сюжет. Так же стоит отметить, что в отличии от первой книги, где насилие в принципе не выходило за рамки среднестатистической фентезийности, история окрасилась в тона "тёмного фентези" - на страницах полно крови, жестокости и героического превозмогания.
По итогам: это еще не "отличная книга", но уже заявка на "хорошее фентези".

3) Стив Эриксон "Память льда"



Продолжаю продираться через "Малазанскую Книгу". Возможно, у меня развился стокгольмский синдром, а может книги и правда становятся всё лучше. Возможно дело в том, что к третьей книге я уже въехал во все основные перипетии вселенной, а может, это талант автора постепенно набирает обороты. К сути - третья книга саги, конечно, имеет свои минусы. Тут и некоторая "рельсовость" сюжета, и (хотя часто и к месту) излишняя пафосность, и... да много чего еще. Но зацикливаться и перечислять недостатки не хочется. Книга-то, несмотря ни на что, понравилась! Поэтому о плюсах. Сага представляет собой довольно объемные тома - примерно по тысяче страниц. И вот, листая третью тысячу понимаешь, что автор продолжает набрасывать тебе все новые и новые грани своего мира. Постоянно узнаешь какие-то детали, натыкаешься на каких-то занятных персонажей. А главное, всё это не бездумно свалено в кучу, а тесно переплетено и какая-нибудь сцена на два абзаца промелькнувшая в первой трети повествования, имеет логичное развитие и кульминацию в конце книги.
Если же попытаться описать общие впечатления от этой книги, то дочитав последние ее строки, у меня возникло впечатление, что я посмотрел сезон какого-то аниме. Я бы его сравнил, пожалуй, с "Берсерком" на стероидах. Как-то так.

4) Стив Эриксон "Дом Цепей"



Пока что это самая слабая часть Малазанского цикла, на мой взгляд. Безбожно (хе-хе) слито всё, что только можно.Эпичные противостояния оказываются пшиком, центральные персонажи долго и нудно куда-то идут, очень быстро что-то делают и потом снова долго и нудно идут. И не то, чтобы читать было совсем не интересно. В этой книге продолжаешь узнавать частички истории крайне обширного и древнего мира, встречаешь новых крайне интересных персонажей. Но, если в предыдущих романах были события, за которыми следишь с замиранием сердца ( поход Колтейна через пустыню Рараку, оборона Капастана, осада Коралла и множество менее значимых событий), то в "Доме Цепей" нет ничего такого. Абсолютно. Всё происходит как бы между прочим и завершается крайне скомкано. Единственным, что вызывает интерес в этой книге, стал персонаж по имени Карса Орлонг. О, это бриллиант всей книги. Отлично прописанный, накачанный пафосом герой, который по мере продвижения сюжета растет над собой, изменяется сам и изменяет всё вокруг. Резюмируя - довольно слабенькая часть цикла, но со своими моментами.

5) Стив Эриксон "Полуночный прилив"



Экватор Малазанской саги. И это долбаный шедевр. Повествование отошло от сюжетных линий Малазана и обратило внимание на историю Тисте Эдур. В этой книге прекрасно всё: сюжет вполне себе поворотист, хотя концовка несколько предсказуема, но это нисколько не портит удовольствия. Персонажи - один другого харизматичнее (перечислять их можно бесконечно, но тут есть даже зомби-нимфоманка). Язык - лёгкий и ненапрягающий. Конечно, есть и минусы, но их даже вспоминать не хочется, так как впечатления от книги самые приятные.

6) Стив Эриксон "Охотники за костями"



Книга выбивается из общего цикла какой-то взрослостью что ли. Теперь, помимо экшна, пафоса, декалитров крови и превозмогания, повествование пронизано философскими рассуждениями на тему религий, веры и вообще взаимоотношений богов с их почитателями. Рассуждают на эту тему все и в любых обстоятельствах. Но в целом же, рецепт книги всё тот же : пачка харизматичных героев, интриги, грандиозная битва за какой-нибудь город, политика и новые необычные расы. Очередное добротное фентези, но с толикой философии.

7) Стив Эриксон "Буря Жнеца"



Седьмая часть "Малазанской Книги Павших" продолжает рассуждать на тему связи между богами и людьми. Но рассуждения эти являются всего лишь приправой к основной мысли - отношения завоевателей и покоренных. Повествование наглядно показывает, что эти ярлыки не всегда очевидны и как быстро они меняются местами. Что до художественной составляющей, то всё остается на прежнем уровне - маги колдуют великое колдунство, солдаты сражаются и умирают на чужой земле, политики плетут интриги, а боги активно участвуют во всём сразу.

8) Стив Эриксон "Дань Псам"



Эту книгу тяжело описать. Читать ее трудно (если не сказать, что местами откровенно скучно), потому что большую часть повествования занимают пространные рассуждения и ветвистые монологи рассказчика. Мимолетные сцены не несут в себе сколько-нибудь серьезной сюжетной нагрузки я являются просто описаниями событий из жизни персонажей. Да, события для этих самых персонажей важны и нередко заканчиваются смертью. Но в глобальном смысле не несут в себе ничего важного. Да, персонажи не картонные. Они меняются, стремится к чему-то, раскрывают в себе новые грани, все дела. Но не покидает чувство бессмысленности уровня мыльных опер. Но всё меняется, когда наступает кульминация. Пресловутое "схождение сил". Вот это "Малазанская Книга Павших", которую я знаю и люблю. Эпический размах. Читая концовку книги в голове так и звучит что-то из Вагнера. События, влияющие на весь мир в целом - убийства богов, небывалых масштабов самопожертвование, неупокоенный дракон реет в небесах, и многое другое.
Терпение мое было вознаграждено сполна.

9) Стив Эриксон "Пыль снов"



Начало конца "Малазанской Книги Павших". Именно так можно обозначить эту книгу, потому что (и сам автор говорит это в предисловии) ее нельзя назвать самостоятельной частью. Не все сюжетные линии завершены, не все персонажи отыграли свою роль. Тем не менее, вся книга пронизана предчувствием скорого окончания истории. Пророчества произнесены, древние боги вновь шагают по земле, давно забытые твари выступили войной против всех, а небеса воспылали и обрушились вниз. И посреди всего этого персонажи пытаются хотя бы не помереть, не говоря уж о достижении своей цели. Удастся не всем.

10) Стив Эриксон "Увечный бог"



Вот и всё. Десятое и последнее сказание Малазанской Книги Павших. Последняя битва. Последний рывок. Последние капли крови на поле боя. Последние слёзы по Павшим. Коротко о самой книге: это концентрат всего, чтобы было в девяти предыдущих. больше философии, больше пафоса, больше превозмогания, больше смертей. Армия "Охотников за костями" отправляется на невозможное задание. Армии союзников отправляются на помощь зная, что дело проигрышное по самой своей сути. Но люди идут. Потому что они - солдаты. А солдаты не могут иначе.
Теперь о цикле в целом. Невероятное по своему размаху эпическое полотно, в котором переплелись судьбы и интересы целых континентов, Империй, богов старых и новых, а также целых рас, здравствующих и давно сгинувших в тьме веков. Десять книг, около десяти тысяч страниц, помогают читателю проникнуть в мир Городов Малаза, Летера и Даруджистана. В мир Аномандера Рейка, Скрипача, Круппа и Карсы Орлонга. В историю, где помимо невероятных основных героев (хотя этот термин едва ли применим), существуют крайне фантастические второстепенные персонажи : зомби-нимфоманка, по совместительству капитан пиратского корабля? Получите. Безумный в своей гениальности (или гениален в безумстве?) художник с мировым именем Ормулоган и его личный критик в виде раздувшейся говорящей жабы Гамбла? Нате. Утонченные и сверх всякой меры жестокие друзья-некроманты ? Бошелен и Брош, ваш выход.Эти яркие искры придают основному костру событий особый шарм.
Также, отличительной чертой этой саги, является закономерность. Да, иногда смерти героев бывают внезапными. Но в большинстве своем они логичны, обоснованы и закономерны. Если герой пренебрег своей безопасностью, при наличии явной угрозы - он умрёт. Если герой, отправится на бой с оппонентом, имеющим ряд неоспоримых преимуществ - чуда не произойдет и герой умрёт. Автор нисколько не щадит своих персонажей, до финала доживет едва ли горстка из целого сонма весьма фактурных и запоминающихся героев, каждый из которых имеет свою историю, характер, цели и мотивацию. В следствие чего сердце регулярно обливается кровью при прочтении очередной главы.
Кроме этого, красной нитью через все повествование проходит религиозная тематика. Так как большую часть интриг плетут именно боги, то естественно в тексте присутствуют очень много рассуждений на тему взаимоотношений богов и их почитателей. Нельзя не заметить множество аналогий на нашу действительность и в целом "богоборческую" направленность мысли автора. Тут вам и несколько богов Войны, представленных различными животными (вепрь Фенер, тигр Трейк, волки Тогг и Фандерай, безымянный медведь), которые жаждут боя, жаждут достижения именно своих целей, не понимая, что человечеству для войны не нужны боги. И вечно страдающий, скованный бог, который обещает облегчение и награду своим последователям. Правда, только после их смерти. Неоднократно автор поднимает вопрос, насколько опасна такая идея - посмертная награда, а также задает вопрос "кому нужен бог, не отвечающий на молитвы?".
Не обошлось, конечно, и без минусов. При таком масштабе очень трудно логически связать все нити повествования в один логичный финал, что породило множество оборванных или просто кое-как законченных историй (привет Крокус). За окончание, конечно, спасибо, но осталось множество вопросов без внятного ответа. Это, в свою очередь, дало творческий простор для разнообразных приквелов, вбоквелов и спиноффов. От малазанской Книги Павших отпочковались такие произведения как "Трилогия Харкенаса", раскрывающая историю народа Тисте Анди. "Трилогия Карсы Орлонга", который на момент окончания Книги все еще полон нереализованного энтузиазма. Штук шесть рассказов и новелл про Бошелена и Броша. И я бы не сказал, что это так уж плохо, что у такой сложной и многогранной вселенной остались свои тайны после прочтения последней страницы. Но внутренний перфекционист может и возмутиться.
Резюмируя эту простыню, скажу, что не зря потратил время на прочтения этих сказаний. Очень сложное, многогранное, многослойное произведение. Ко многим персонажам прикипаешь и, читая об их гибели в очередной битве, сжимаешь кулаки. Образы, созданные Эриксоном, настолько яркие и запоминающиеся, что больше похожи на какие-то сны, которые видел однажды и почти забыл. Скованное древними цепями сердце на вершине башни. Разбитая Луна на небосклоне. Сочащееся кровью здание. Все это - Малазанская Книга Павших.
И ныне страница расплывается перед нашими глазами.
Окончен век. Пора закрыть книгу.
Мы предоставлены истории.
Поднимите же еще раз рваное знамя Павших. Глядите сквозь плывущий дым на ткань, на темные пятна.
Это кровь нашей жизни, это плата за наши подвиги, которые так скоро забудутся.
Мы никогда не были такими, какими должны были быть.
Мы были такими, какими были.


11) Джон Дуглас, Марк Олшейкер "Психологический портрет убийцы"



Еще в феврале я посмотрел замечательный сериал "Охотник за разумом" и буквально тут же в поле моего зрения попадает эта книга. Читать ее сразу я не стал, так как прочно увяз в "Малазанской Книге Павших", но вот пришло время.
Что можно сказать в первую очередь. Книга представляет собой немного не то, что я от нее ожидал. Да, в ней есть множество историй про составление психологического портрета убийцы, попыткой понять их мотивы и все такое. Но эти истории занимают всего ничего страниц в начале и в конце книги. Весь остальной массив текста повествует про педофилию. Напрямую это не говорится, но чувствуется, что эта проблема сильнее всего беспокоит автора, так как он и сам отец. На мой взгляд это одновременно и плюс и минус книги. Прочитать ее стоит, хотя бы затем, чтобы не забывать, в каком мире мы живем. Не говоря уже о вполне конкретных советах, которые могут помочь обезопасить своих детей от подобной ужасной участи. Автор приводит кучу примеров из своей практики, снабжая их своими комментариями показывая ход мысли, помогающий пролить свет на случившуюся трагедию. В этом чтиво начинает напоминать рассказы про Шерлока Холмса - достаточно интересно читать, как из всяких крупиц информации с места происшествия и логических цепочек можно выяснить практически все о человеке, совершившем преступление.
Обратной стороной является то, что все эти истории воспринимаются достаточно тяжело в психологическом плане. Это все-таки не Шерлок Холмс. Это реальные дела, происходившие в разное время в разных уголках США. Герои этих рассказов умерли на самом деле и довольно плохой смертью. И, соответственно, вполне реальны и люди, совершившие все эти зверства. Добавляя к этому тот факт, что в основном истории про детей, читать становится особенно тяжело.
Также,в книге есть моменты, где автор рассуждает в целом о системе наказания преступников, о влиянии громких процессов на законодательство страны. И это достаточно интересно - личный взгляд на довольно острые вопросы типа "гуманна ли казнь преступников?", "достаточно ли просто их изолировать от общества?", от человека, который всю жизнь "варится" в среде этих самых преступников.

12) Грэм Джойс "Там, где кончается волшебство"



Когда-то я прочитал "Как подружиться с демонами" от этого же автора. Подружился и пообещал, что прочитаю еще что-нибудь.
Итак. Жанр "магический реализм" показался мне очень любопытным и эта книга (хоть и с некоторой натяжечкой) вполне ему соответствует. История повествует о злоключениях девушки по имени Осока, которую удочерила и воспитала обыкновенная такая Мамочка Каллен, подвизающейся на ниве знахарства, ведьмовства и всего такого. Нужно заметить (и автор это сам делает в предисловии) что слово "ведьма" ни разу не упоминается в книге, так как у него слишком много подтекстов и оно совсем не подходит Мамочке. Она... Ну, она Мамочка, сами поймете.
Что до впечатлений - это хорошая книга, но не феерия.Лично мне чего-то не хватило. Недокрутили. Какие-то моменты слишком затянуты, а какие-то упомянуты лишь вскользь. Тем не менее, история погружает в себя. Осоке начинаешь сопереживать. В определенной сцене даже все внутри обрывается. Но все равно чувствуется какая-то торопливость что ли или неопытность. В конечном итоге история мне понравилась да и закончилась она красиво. "Как надо" сказал бы кое-кто.
Но все-таки, я считаю, что "Там, где кончается волшебство" это некий трамплин или раскачка перед "Демонами", потому что литературные приемы в целом схожи, но в "Демонах" удались лучше.

13) Альфред Бестер "Тигр! Тигр!"



Решил пересесть на время с фентези на фантастику. Вышло вполне удачно.
Книга мне всесторонне понравилась. Несложный язык, запоминающиеся персонажи, сумасбродный мир будущего. Постоянная динамика, так что скучать просто некогда. Даже какие-никакие повороты в сюжете имеются. Вообще история настолько подвижная и увлекающая, что так и просится на экран. Не понимаю, почему какой-нибудь Нетфликс до сих пор за нее не взялся.
Теперь немного о минусах. Этого никто никогда и не скрывал, но история в некоторой степени слизана с "Графа Монте-Кристо". В какой-то степени, "Тигр! Тигр!" можно назвать переосмыслением Дюма в мире далекого будущего. Вторым пунктом пойдут персонажи - их много, каждый из них сперва кажется по своему уникальным, но под конец понимаешь, что все они достаточно плоски. Кроме внешности и пары штрихов они никак друг от друга не отличаются.
Но всё в месте это довольно таки хорошая книга на пару вечеров, в которой есть все, для удержания внимания - круговорот мести и ненависти, вычурная необычность науки и культуры 24 века, незамысловатый язык и харизматичные персонажи.
запись создана: 13.01.2018 в 01:26

@темы: Книги

URL
Комментарии
2018-06-25 в 16:17 

Ticky
Если друг попал в беду, друга мелом обведу
То чувство, когда понимаешь, что бросил бы первую книгу где-нибудь на первой четверти (судя по описанию)

2018-06-25 в 18:08 

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
Ticky, а я чуть было и не бросил. Но перетерпел ( и плюс выяснилось, что я читал в самом плохом переводе, где переводчик еще и отсебятины напихал) и ни разу пока не пожалел.

URL
2018-06-25 в 18:16 

Ticky
Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Danny Ocean, а какой перевод хороший? может, доберусь почитать

2018-06-25 в 18:32 

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
Ticky, Издательство Эксмо начало выпуск Малазанской Книги Павших в серии "Черная Fantasy". При переводе они, вроде бы даже консультируются с самим автором,чтобы сохранить звучание. К сожалению, переведены пока только первые 5 книг, но зато максимально канонично. Дочитывать можно в фанатских переводах, они тоже довольно качественные, хоть и придется первое время привыкать к небольшой разнице в переводе имен и терминов (ну типа раса Ягуты у Эксмо и Джагуты у любителей).
P.S. вот так выглядитfantlab.ru/edition130473

URL
2018-06-25 в 18:49 

Ticky
Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Danny Ocean, спасибо )
ну я обычно в электронке читаю, у меня слишком маленькая квартира для бумажных книг :-)

2018-06-25 в 18:59 

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
Ticky, так и я в электронке) это просто чтоб проще ориентироваться по обложке было.

URL
2018-06-25 в 18:59 

Ticky
Если друг попал в беду, друга мелом обведу
Danny Ocean, понятно :-)

     

Записки на полях

главная