14:57 

Что я прочитал в этом году

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
Этот год выдался мрачным и нагруженным, поэтому лишнего времени было не очень то и много. Я тут как то постил "книжный челлендж", но мне он не зашел (не люблю, когда вгоняют в рамки, мне лучше читать то, что самому хочется). Поэтому я перенсу впечатления от тех пары книг в этот пост и дополню его.

1) Энди Вейер "Марсианин"



Книга оставила двоякие ощущения. С одной стороны - интересная идея, с другой же - слабенькое исполнение. Главный герой никак не развивается (да что там , вообще не меняется) за всю книгу да к тому же эмоционально беден, а приключения его однообразны. В целом же ясно видно, что книга изначально писалась в надежде на экранизацию - "голливудскость" так и прет с каждой страницы. В противовес этому, повторюсь, хорошая и интригующая идея, так же что-нибудь в жанре НФ нынче выходит не часто, да и в финале выведена какая-никакая мораль. В сухом остатке скажу, что не потратил время зря, но и на шедевр книга не тянет.

2) Стивен Кинг "Ночная смена"



Говорил неоднократно и еще раз повторю - талант Кинга наиболее полно раскрывается в его коротких рассказах. В этом сборнике есть как и очень годные вещи, так и откровенно слабые. В сборнике есть как очередной реверанс в сторону Лавкрафта в рассказе "Джерусалемс Лот" ("Иерусалимов удел" если угодно), так и наркоманский "Газонокосильщик", и прекрасное "Акционерное общество "Больше не курим"". У Кинга есть вещи, к которым хочется возвращаться. Чувство это возникает, видимо, не только у читателя, но и у самого автора - "Жребий" (а именно под таким названием я прочел роман "'Salem's Lot") очень меня увлек, и вот спустя годы рассказ "На посошок" позволил узнать, как же теперь обстоят дела в маленьком провинциальном городишке, где однажды стали пропадать люди.
В целом же сборник создает очень рваное впечатление. Читая один рассказ, ты окунаешься с головой в его атмосферу и идею. Следующий же вызывает улыбку и оставляет ощущение, будто прочитал отборнейший треш. В этом сборнике удивительным образом перемешались отличные вещи с откровенно слабыми и невыразительными.

3) Анджей Сапковский "Сезон гроз"



Купил я ее давно, да все как-то времени не было прочесть. Наконец добрался. "Сезон гроз" это долгожданная книга по вселенной ведьмака Геральта и Ко.Начну с плохого (а именно такие впечатления книга в основном и оставляет после прочтения). Самый жирный минус хочется поставить за перевод и адаптацию (хотя ее тут как бы и нет). Я не знаю чем руководствовались в издательстве, считая, что для фентези в антураже средневековья будут терпимыми словечки типа "фраер", "профит", "полный писец" и такое прочее. Все это на корню убивает атмосферу и настрой. Только начинаешь проникаться, как тут же герои вворачивают словечко из какого-нибудь интернет сленга. Что интересно, в издательстве что-то по этому поводу подозревали, поэтому в послесловии сказано что-то типа "мы очень-очень старались, переводя эту книгу, но если что - во всем виноваты переводчик с редактором". Лучше уж поискать какие-нибудь фанатские переводы. Второй минус довольно субъективен и, я так подозреваю, проистекает в основном из первого. В двух словах - книга воспринимается как фанфик. Возможно такое впечатление создалось благодаря переводу, а может автор не смог вернуть себя в тот мир. Не знаю. Но периодически возникало ощущение, что автор и хотел бы ввернуть какой-нибудь эпик, и даже подводил к нему читателя, мол "ты погоди, щас как начнется, ты только страницу переверни". И вот ты переворачиваешь страницу, а эпик так и не случается. Не смог автор его придумать. Или поленился. Поэтому не было у меня уверенности, что писал тот же человек, что выдал Ведьмачью сагу и Сагу о Рейневане. А вот в то, что это писал какой-нибудь талантливый фанат - верится охотно. Из хорошего в книге - пролит свет (капелька совсем) на другую школу ведьмаков, а так же чуть-чуть рассказано о том, что было после окончания Саги. Короче, я настоятельно не советую тратиться на бумажную версию, но если сильно хочется, то можно прочитать фанатский перевод.

4) Дэн Симмонс "Террор"



Довольно тяжело дать точную оценку данному произведению. Если коротко, то это много ярких и интересных моментов, неумело связанных друг с другом. Достаточно часто возникала мысль "ну и зачем это здесь?", относящаяся как к персонажам так и к общим сценам. На протяжении всего романа его идея трансформируется и виляет так, что я понять не мог, о чем вообще книга. Хоть и, повторюсь, по отдельности все эти моменты довольно интересны. Так и видится, как автор сидел за стареньким ноутбуком (или на чем он там пишет) и размышляет: "А нагоню-ка я мистики" и ву-аля - начало книги пронизано саспенсом и страхом. Экипажи двух кораблей застряли во льдах, вокруг шастает арктическая НЁХ и всё это создает определенный настрой. Читатель постоянно строит догадки, может это просто крупный полярный медведь? Или действительно порождение потустороннего мира? Но потом автор вдруг решает: "А не описать ли мне все тяготы и лишения людей, оказавшихся в совершенно диких и недружелюбных человеку условиях?" И все, что связано с НЁХом отходит в прошлое и лишь иногда упоминается в виде "ну маячит че-то такое на горизонте". Вместо этого автор смакует любые симптомы цинги и отравлений, персонажи мрут как мухи (Джордж Мартин тихо рыдает в углу, обнимая коленки). Постепенно забываешь, с чего все начиналось, и проникаешься этой новой атмосферой чаяний людей, которые на грани возможностей идут вперед, цепляясь за призрачные шансы на спасение. И тут автор вновь откидывается в кресле и думает: "Блин блинский, психологизма не хватает..." и закручивает какие-то банальные хитросплетения, в ходе которых у героев напрочь отшибает логику в угоду сюжету. Финал же и вовсе слит, как по мне. Пытаясь резюмировать - в книге есть много захватывающих моментов, но само "полотно" истории сшито топорно и это заметно невооруженным взглядом.

5) Джо Хилл "Коробка в форме сердца"



Интрига вокруг личности автора умирает уже на вступлении. Джо Хилл это псевдоним сына Стивена Кинга. После этого, оценивать книгу становится сложнее (нельзя не сравнивать творчество сыночка с творчеством его именитого батьки). По сути "Коробка в форме сердца" это фильм. Никакой книжной глубины вы тут не найдете. С одной стороны мы имеем довольно динамичный сюжет, с другой же - отсутствие логики и сколько нибудь внятных мотивов у половины персонажей. В общем, читать это можно, но только если больше ничего под рукой нет.

6) Ричард Мэтсон "Я - легенда"



Наконец-то дошли руки. Общие впечатления такие : годнота редкостная. О фильме можете не вспоминать, между книгой и экранизацей просто непреодолимая пропасть. Оригинальная история довольно короткая и оттого пресыщена эмоциями и событиями. В целом, настрой книги скорее депрессивный, герой страдает от одиночества, испытывает постоянные психологические нагрузки от того, что ему приходится переживать каждый день. С одной стороны, многие моменты описаны скупо, буквально одной строчкой. С другой - может это и хорошо. Нет никакого рассусоливания переживаний героя. На читателя сразу вываливается весь тот трындец, что случился с героем, пережившим вполне себе апокалипсис мирового масштаба. Без смакования подробностей. Без детального разбора внутреннего мира. Но, тем не менее, количество эмоций на квадратный сантиметр текста зашкаливает. Резюмируя, скажу, что за идею и исполнение, в этом случае, прощаются все огрехи. Маст рид.

7) Алексей Пехов "Страж"



Обдумав всё, взвесив все за и против, могу сказать, что цикл просто замечательный. Несмотря на то, что в этот раз творение Пехова отдает некоторой халтурой (Сам принцип Стражей основан на Ведьмаках, мир не столько самобытен, сколько является мешаниной из отсылок на реально существующие страны и все такое), постепенно проникаешься историей. Несмотря на то, что главный герой получился каким-то блеклым. Безэмоциональным. Поначалу тот факт, что он не слишком то горюет над трупами близких, списываешь на то, что гг "сухарь". И действительно - смерть следует за ним по пятам. Произведение вообще не хвастает избытком хэппи эндов. Но потом, гг вдруг начинает сердечно помогать всем без разбору, будь то человек или нечисть. Человек с таким доброй душой должен просто убиваться и землю грызть, когда лишается чего-то дорогого. Но нет. Людвиг стоически переносит все тяготы и лишения. Но все это с лихвой перекрывают второстепенные герои и сюжет. Герои второго плана, отчего то, получились намного живее и правдоподобнее главгера. Им веришь и за них переживаешь как за родных. Сюжет же с каждой книгой набирает обороты, чтобы разразиться эпиком в конце. На мой взгяд, правда, подвод к этому самому эпику вышел какой-то торопливый и скомканный. Но я остался доволен.

8) Рик Янси "Ученик монстролога"



История двенадцатилетнего мальчика, который после смерти родителей попал в ассистенты к ученому, именующему себя Монстрологом. Может показаться, что чтиво предназначено для детей - в наличии ребенок главгер, приключения, монстрики. Но автор развеивает это заблуждение довольно скоро. Книга не рекомендуется лицам, с неустойчивой психикой и вообще, слишком впечатлительным людям. Тут местами творится натуральная жесть. Никаких "рафинированных" описаний увечий. Все натуралистично и, что называется, "крупным планом". Осколки кости, кишки, гной, кровища, мозги и еще много чего нелицеприятного. Все это разбавлено экшном, жизненными философиями различных персонажей, неплохим сюжетом. Не обошлось, конечно, и без клише, но они тут смотрятся как-то даже мило. Книга не очень объемная, поэтому не затянута и читается в пару присестов. В общем, самое то, для разгрузки и развлечения.

9) Рик Янси "Ученик монстролога: Проклятие вендиго"



Вторая часть похождений Уилла Генри, подмастерья монстролога. Атмосфера не слишком отличается от первой части, в общем и целом впечатления книга оставляет такие же. Из того, что стоит выделить, отмечу разве что сюжет. Он тут особенно вкусный. Акценты были смещены в сторону прошлого монстролога и его взаимоотношений со своим прошлым, что было сделано за счет урезания хоррор-составляющей. Но вместо хоррора мы получаем интересную головоломку и более детальное раскрытие характеров героев. Финал же не дает четкого ответа на основную интригу и читателю приходится самостоятельно анализировать прочитанное и выбирать сторону. В общем хорошее продолжение хорошей книги.

10) Рик Янси "Ученик монстролога: Кровавый остров"



Как по мне, то это пока самая слабая часть цикла. Автор ударился в философию (хоть и признаю, мысли он излагает по прежнему интересные), но сделал это в ущерб всему остальному. Одна из главных интриг сюжета держится всего 2 или 3 страницы, а герои иногда совершают откровенные глупости. Не скажу, что история получилась совсем провальной, но на фоне предыдущих частей выглядит бледно.

11) Питер Бигл "Песня трактирщика"



Тот случай, когда прекрасное во всех отношениях произведение было испоганено одной единственной сценой. Ну вот правда. В этой книге все хорошо. И персонажи не картонные, и язык живой, и сюжет вроде как затягивает. Но, все это до определенного момента. Внезапно происходит мозговыносящая хрень, которая заставляет на пару минут залипнуть в стенку с мыслью "какого ж хрена я читаю...". После этой сцены все возвращается на круги своя, но воспринимать историю уже не получается. Дочитывал для галочки.
запись создана: 13.09.2015 в 19:34

@темы: Книги

URL
   

Записки на полях

главная