Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:50 

Что я прочитал в этом году:

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
1) Стивен Кинг "Под куполом"



К объемным произведениям Кинга у меня довольно прохладное отношение. В свое время из-за недоверия и сомнения в авторе я и не купил этот томик.
Прочитать я решился после выхода провального недоразумения в виде сериала, которое сопровождалось громкой рекламной кампанией. На просмотр меня сподвигло в основном то, что сам Стивен консультировал и всячески участвовал в производстве сериала. Отплевавшись и отматерившись я подумал "ну не может книга быть такой же плохой".
В целом книга и правда оказалась не такой плохой. Иногда ее было даже интересно читать (в основном под конец). Но хорошего впечатления история все равно произвести не сумела. Несмотря на все старания и потуги Кинга. Первые страниц 200 создается впечатление, что автор исписался и забивает объем своими "фирменными" вставочками и поворотами. Далее вялотекущие действия персонажей (у которых периодически отшибает способность к мышлению) и грандиозный финал, который растягивается и, как следствие, начинает отдавать бредом под конец книги.
В плюсы можно записать то, что я сам живу в провинциальном городке и все происходящее в романе мне понять куда проще, чем человеку, выросшему в мегаполисе. Пускай Кинг и упростил себе задачу, сократив население Честерс-Милла до +\- 2000 человек, но любой житель маленького городка особенно сильно прочувствует атмосферу замкнутого населенного пункта и поймет процессы, протекающие в нем. Взаимоотношения людей, которые многие годы знают друг дружку, но в момент кризиса ставят свои потребности выше потребностей (и даже жизней) своих соседей и друзей - вот самая вкусная идея книги.
В целом же - проходной роман, который можно и не читать. Не то, чтобы я жалел о потраченном времени, но, думаю, ничего бы и не потерял, если бы не прочел.

2) Генри Лайон Олди "Кабирский цикл"



После изумительной "Эллады" я не мог не ознакомиться с другим образчиком творчества харьковского дуэта.
Цикл состоит из трех книг и, я считаю, будет целесообразнее рассказать о каждой в отдельности.
"Путь меча" - несомненно жемчужина цикла в частности и творчества Олди в целом. Неспроста роман окрестили "философским боевиком" - тут и сражения, и размышления, и ситуации, после которых, хочется отложить книгу, закурить кальян и рассуждать. Как обычно, много говорить о шедеврах не получается. "Путь меча" категорически советую к прочтению.
"Дайте им умереть" - откровенно слабая часть. Немного связана с предыдущим романом, имеет одну слабенькую идейку, облаченную в скучноватую оболочку. Персонажей, что называется, "не чувствуешь", история в целом малопонятна, пока не распутывается (если это можно так назвать) под конец романа. После прочтения возникает несколько логичных вопросов, на которые повествование ответов не предоставило.
"Я возьму сам" - эта часть цикла стоит особняком. Она немного напоминает "Путь меча", но оказывается куда глубже, но этого и непонятней. Прямых рассуждений тут нет, докапываться до сути, до того, что хотели (а может не хотели) поведать автора этого произведения придется самому. Без подсказок. Единственным минусом является некоторая сумбурность - события порой скачут и перескакивают, да так, что на какое-то мгновение перестаешь читать, задаваясь вопросом "какого хрена происходит?!". Но в целом произведение сильное, атмосферное, запоминающееся.
"Кабирский цикл", как по мне, проигрывает по очкам той же "Элладе" ,в основном за счет специфичности и проходного "Дайте им умереть". Но может быть это просто мое брюзжание. История очень яркая и насыщенная не только действием, а и смыслом. Не смотря на недостатки (которые в любом случае не так и существенны) книга примечательна тем, что заставляет думать. А это редкость.

3) Майн Рид "Всадник без головы"



Книга оставила двойственное впечатление. Как по мне, то ее очень трудно читать из-за обилия подробнейших описаний всего и вся. Если сцена разворачивается под открытым небом, то готовьтесь узнать о климатических условиях, флоре и фауне данной местности. Если действие переносится в помещение, то вы узнаете его внутреннее убранство вплоть до мелочей. Если какой-либо персонаж впервые появляется в повествовании - вам досконально опишут его наряд и выражение лица, а так же вам проведут краткий экскурс в его историю. Конечно, можно сделать скидку на время написания книги. По тем временам у людей могла быть не так сильно развита фантазия и писателю приходилось вдаваться в такие подробности. Но в наши дни читать двухстраничные описания чего-либо слишком скучно. Теперь о плюсах: детективная составляющая и вообще то, что относится к взаимодействию людей в этой повести - заслуживает похвалы. С момента, когда начинается самое интересное (примерно середина книги) оторваться уже невозможно. Майн Рид крутит сюжет и интриги так, что диву даешься. Мне кажется, что эта книга больше бы подошла для чтения в подростковом возрасте. Молодой читатель сможет почерпнуть из этих подробных описаний знания для того, чтобы умничать на уроках географии, да и для общего развития полезно.
Опытного же читателя следует предостеречь, что для того, чтобы добраться до вкусноты, придется продираться сквозь 200 + страниц ненужных сцен и описаний. Покрывают ли этот недостаток остальные 200+ страниц не берусь судить.

4) Лев Толстой "Война и мир"



Если "Ницше - самый популярный философ среди тех, кто с ним не знаком" (С), то "Войну и мир", без сомнения, можно назвать самой популярной книгой среди тех, кто книг не читает. Наконец-то я добрался до этого столпа классической литературы.
Разбирать это произведение по пунктам можно очень долго, пускай этим занимаются литературоведческие институты. На меня эпопея произвела неоднозначное впечатление. Не смотря на многотомность, воспринимается все как единое повествование (пускай и с некоторыми перерывами). Так, первый том является введением и знакомством с персонажами(тут могут возникнуть трудности, потому что большинство персонажей или приходятся родственниками другим персонажам, или хотят стать родственниками, или знакомятся, чтобы заиметь возможность стать родственниками каким-нибудь третьим персонажам); второй том - описание любовных метаний и злоключений персонажей, основанное и развивающее всю предыдущую "Санта Барбару"; третий том (я считаю его лучшим) - история, где достигается баланс между выражением идей автора, развитием и взаимодействием персонажей, а также анализом исторических событий - Толстой отлично вплетает рассуждения в диалоги и ненавязчиво отвлекает читателя от повествования, чтобы проанализировать ту или иную ситуацию; четвертый же том невероятно тяжело читать, так как книга превратилась в полноценный исторический и философский трактат с небольшими вкраплениями сюжета. Воспринимается тягомотно, неинтересно и выглядит нагромождением постоянно повторяющихся идей. В целом, создается впечатление, будто автор, когда начинал писать этот труд, сам не ожидал, что у него возникнет столько отвлеченных мыслей и переживаний, поэтому все это он поместил в четвертый том. Что печалит - поместил часто не к месту и постоянно возвращался к уже сказанному, повторяя сам себя.
Что интересно, самые драматические и держащие в напряжении моменты всегда связаны со смертью - расстрелы, боевые действия и т.п. Ни одна любовная линия, ни одна интрига так не трогает, как сцена смерти кого бы то ни было. Даже с персонажем, особо не влияющим на происходящее, да и появившимся всего страниц на 20, становится тяжело расставаться. В этом плане Толстой может дать Мартину сто очков вперед.
Итог таков : эту книгу стоит читать только для саморазвития. Я не буду никому советовать браться за чтение, потому что, для того чтобы понять эту книгу , нужно хотеть ее прочесть. Иначе и браться за нее смысла нет.

5) Роберт Льюис Стивенсон "Малое собрание сочинений"



Кто не слышал об "Острове сокровищ" или о "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда" ? Заслуженный классик приключенческой литературы Стивенсон приятно удивил меня содержанием своих рассказов.
Первым в списке стоит "Остров сокровищ". Признаться, читать было скучно, так как бесчисленные экранизации воссоздали этот роман достаточно близко к тексту. Тем не менее, история интересная, с оригинальными персонажами и легко скрасит пару вечеров.
"Черная стрела" - исторический роман. Достаточно интересен, пусть и наивен местами. Особо ничем не выдающееся повествование, но имеет свои "изюминки" в виде некоторых идей, высказанных персонажами. В целом читать было интересно, но не захватывающе.
"История Джекила и Хайда" несколько разочаровала. Ничего особенно оригинального или захватывающего в ней нет. Сюжетов, где ученый-одиночка делает прорыв и открывает что-нибудь эдакое, а спустя время открытие губит своего создателя, можно найти практически у любого писателя. Это было у Уэллса, это было у Конан-Дойла.
"Клуб самоубийц" и "Алмаз Раджи" - повести о похождениях Флоризеля, принца Богемского. С уверенностью скажу, что редко когда мне улыбается удача прочитать что-нибудь такое же интересное. Прекрасные истории, чудные повороты сюжета, но, на мой взгляд, скомканные концовки. Но, несмотря на этот недостаток, истории чудесные.
Среди коротких рассказов внимания заслуживают "Маркхейм", и "Похититель трупов". Последний вполне мог бы принадлежать перу Стивена Кинга.
В целом, Стивенсон не то, чтобы стал одним из моих любимых писателей, но мою признательность заслужил.

6) Филип Пуллман "Темные начала"



Прочел цикл по настоянию одного очень хорошего человека. В целом ничего плохого сказать не могу - отличная история, которая легко читается и увлекает. Из более-менее ощутимых минусов можно назвать только часто встречающуюся проблему всемогущего (а в данном случае всезнающего) артефакта - герои в принципе не хотят пользоваться с умом инструментом, дающим им колоссальное преимущество. Но это можно отнести к придиркам, эта мелочь быстро забывается на фоне сюжетных поворотов и образов. "Темные начала" позиционируются как "книги для детей", но наполнены они вполне взрослым смыслом. Не то, чтобы этот смысл был скрытым, нет, тут все лежит довольно таки на поверхности, но интерес от этого только подогревается.
В итоге получаем интересный цикл с живыми персонажами, интересными и необычными мирами и трогательной концовкой. Стало даже немного жаль, перелистывая последнюю страницу. А это показатель.

7) Дэниел Киз "Цветы для Элджернона"



Дифирамбы этой книге не поддаются исчислению. Начитавшись хвалебных отзывов, я решил ознакомиться с этим романом.
После прочтения у меня возникло легкое недоумение - да, книга хорошая, но не тянет на те восторги, которыми переполнен интернет. Идея уже порядком истрепалась, мысли простенькие (хотя надо признать, что попадается несколько вполне занятных), основной смысл сильно не скрывается и оказывается таким же незамысловатым как и сюжет. В бесспорные плюсы стоит записать только сильную эмоциональность истории. Все события переживаешь вместе с персонажами. В виду этого, я бы поставил книге троечку с плюсом. "Цветы для Элджернона" это пример сильно переоцененной книги.

8) Клиффорд Саймак "Заповедник гоблинов"



Я не особенный поклонник научной фантастики. Но после Саймака я понял, за что можно полюбить звёзды. Его романы создают очень уютную атмосферу, они пропитаны эдаким благородством идей - начинаешь задумываться о Человечестве, его путях, его будущем. Задумки неординарны, масштабны, увлекают с первых страниц. Каждый сюжет поднимает вихрь мыслей, каждый роман это не просто развлекательное чтиво, а глубокое, поучительное повествование. Странно, почему Саймака не преподают в школах - читается легко, интересно, а пользу невозможно переоценить. Я не заметил ни единого недостатка - время, проведенное за этой книгой было прекрасно.

9) Роджер Желязны "Хроники Амбера"



Один из столпов всея фентези и фантастики - Амбер. Масштабное полотно реальности, видение которой представил нам Желязны. Свое впечатление сага на меня произвела, хотя и не без некоторых оговорок.
Слабыми сторонами Янтарного королевства являются самое ее начало и самый ее конец. Первый роман создает ощущение, будто читаешь школьное сочинение (пускай и талантливого школьника). Прекрасные и необыкновенные сцены соединены между собой крайне топорно, театрально и искусственно. Дальше же повествование выравнивается и являет свои сильные стороны - интересных персонажей, хитроумные интриги и необычный мир. Пятикнижие Корвина в этом плане выше всяческих похвал. Оказалось также, что небезызвестный Джордж Мартин был знаком с Желязны и даже позаимствовал пару-тройку вещей из Амбера для своей Песни Льда и Огня.
Вторая часть Хроник - Пятикнижие Мерлина заметно слабее. Главный герой думает и ведет себя как не слишком умный ребенок. Совершенно никакого анализа событий, зато с подворачивающимися трудностями справляется "одной левой". Вне зависимости от того, кто доставляет эти трудности - мелкий колдунишка или предвечная сила. Положение спасают только все те же мастерски закрученные интриги и повороты сюжета. Пока не приходит время последней книги. Еще никогда не было так очевидно желание автора побыстрее закончить работу. Хроники заканчиваются очень спешно, закругляя углы и наспех подводя итоги. Это немного подпортило впечатление.
В итоге - чудесный, оригинальный мир с хитроумными поворотами сюжета. Но не без минусов.

10) Генри Лайон Олди "Воровской цикл"



Книга, что называется, "не для всех". Очень тяжела для восприятия из-за множества отсылок и аллюзий на все на свете. Первая часть цикла - "Пасынки восьмой заповеди" представляет собой коротенькую повесть с прекрасной идеей, исполнением и моралью. Вторая же часть - "Маг в законе" это глубочайшее по своей идеологии произведение. В ней бездна жизненных уроков, но воспринимается очень тяжело. На то есть несколько причин. Первая это язык. Он меняется, скачет и кувыркается в зависимости от точек зрения того или иного персонажа. С мыслей каторжан со всей их жаргонной феней (или квеньей, как это называют в книге) история перескакивает на мысли малолетней девчушки из глухой деревни. Не говоря уж о том, что персонажи частенько сыпят фразами на своем родном языке - тут и цыганский говор, и грузинский, и украинский. Такой контраст быстро утомляет. Вторая причина - как уже говорилось, глубина повествования. К середине романа уже натурально пухнет голова от всего происходящего и хочется отложить книгу для того, чтобы обмозговать новые события. Поэтому чтение(настоящее, вдумчивое) этой книги растягивается на недели.
В итоге же получается отличный цикл, но не для каждого читателя. Слишком уж самобытно.

11) Генри Лайон Олди "Хенингский цикл"



Книга где достигнут баланс между идеей и воплощением. Прекрасные задумки выписаны легким и понятным языком. Первая часть цикла - "Богадельня", представляет собой фентези-роман с оригинальным миром. Читается запоем, интерес не угасает, мораль и подтекст присутствует. Вторая часть цикла - "Песни Петера Сьлядека" заслуживает более пристального внимания. Это сборник повестей, притч, сказок и исповедей, которые выслушивает бродяга-лютнист от своих случайных попутчиков и просто тех, кто оказался рядом. Каждая "песня" обладает собственной философией и своими, неповторимыми гранями. Сколько нибудь серьезных недостатков книга не имеет. Единственное, на что можно поворчать - на обилие "пасхалок" в "Песнях". Как по мне, они иногда немного не к месту. Ничего в этом плохого, конечно, нет - иногда даже забавно находить такие шутки. Но в последних повестях они иногда смотрятся лишними.
В целом же это приятная и полезная литература, к которой можно и нужно возвращаться.

12) Чарльз Форд "Психология обмана"



Отличная книга, из которой можно почерпнуть много нового. Автор основательно подошел к определению лжи, о ее воздействии на общество и о процессах, которые она вызывает в каждой отдельной личности. Написано несколько сложным языком (встречаются узкоспециальные термины, так что книга будет полезной в первую очередь тем, кто начал изучать психологию и психиатрию более углубленно), а так же присутствует некоторая несистематичность в подаче материала. В целом же - отличная книга для саморазвития и для тех, кто любит узнавать что-то новое.

13) Генри Лайон Олди "Бездна Голодных Глаз"



Очередная сага пера харьковского дуэта. Сага прекрасная, глубокая, интересная. Если коротко, то произведение шикарное но с оговорками. Части цикла расставлены крайне странным образом, так что полная картинка соберется только после прочтения всех составляющих саги. До этого, на определенных участках, может сложиться впечатление сумбура и следующие за этим непонятки. Также мне местами казалось, что повествование "перегружено" во всех смыслах - в паре сцен (особенно в первых романах) смысловые пласты нагромождаются друг на друга что с непривычки тоже затрудняет чтение. Во всем остальном, повторюсь, - изумительная книга с множеством замечательных идей и ситуаций.

14) Роджер Желязны "Джек-из-Тени"



Решив ознакомится с другими образцами творчества этого фантаста, я вспомнил, что кто-то когда-то мне советовал прочесть "Джека-из-Тени". И вот чисто случайно мне удалось выкупить книгу по интернету.
Итак, книга представляет собой сборник рассказов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Желязны создает настолько потрясающие и интересные миры, что на остальные составляющие хорошей истории у него практически не остается сил. "Джек-из-Тени" имеет занятную концепцию мироустройства, некоторых интересных персонажей и... всё. Сам главный герой вышел каким-то плоским, любовная линия его тоже какая-то невразумительная. Концовка рассказа должна создавать чувство открытости, чтобы читатель сам додумал развитие событий, но, если вдуматься, то эта недосказанность там совершенно не нужна - для того мира не имеет абсолютно никакого значения, что там произойдет с героем.
По схожему принципу построены и все остальные повести из сборника. Чудесный мир, несколько запоминающихся персонажей (причем не всегда главных) и скомканная концовка (это, как я понимаю, вообще свойственно Желязны).
Из четырех историй сборника особо стоит отметить, пожалуй, только роман "Князь Света". Тут автор показал весь свой талант "миротворца", искусно переплетя религию, разделение на классы, мифологию и упаковал это все в обертку из научной фантастики. Местами глубокое философское повествование, интересные герои, интересный мир. Из всего, что я прочитал у Желязны, со спокойным сердцем я могу советовать только "Князя Света".
Резюмировать можно фразой "Желязны это не для всех". Невзыскательный читатель будет в восторге от декораций, вдумчивый почерпнет те крупицы мыслей, которыми автор присыпал свое повествование, но будет спотыкаться о косяки.

15) Андрей Белянин "Меч Без Имени"



Ранее я уже сталкивался с образчиками творчества Белянина и не могу сказать, что автор сходу завоевал мои симпатии. Пишет он в жанре "юмористическое фэнтези" в основном о попаданцах. В честь этой трилогии была названа литературная премия для дебютирующих авторов, в интернетах ходит куча положительных отзывов и я решил ознакомиться с этой историей.
Начну с минусов. Многим известно, что в "юмористическом фэнтези" юмора-то как раз и не оказывается, а лишь натужные попытки отшутиться в угоду жанру. К сожалению этим грешит и Белянин. Такое впечатление, что шутки для него придумывал школьник. Местами юмор в повествовании скатываются до откровенно жопошного уровня. Автор, почему-то, знатно прошелся по "голубой" тематике и углубленность этого вопроса только растет из книги в книгу. Вслед за нетрадиционностью ориентаций, автор решил, что будет забавным обучить новообретенных спутников главгера фене. Иногда персонажи начинают выражаться как заправские урки, причем "подхватили" они это у главгера, что идет в разрез с тем образом обычного русского человека (между прочим художника), который пытается воссоздать писатель. Так же в минусы можно записать и то, что трилогия, в общем-то, это автобиографичная история. Главным героем выступает сам Белянин, хоть фамилия в книге и не звучит, но имя, внешность и увлечения совпадают. А когда человек переносит свои переживания на выдуманную плоскость, то часто его уводят в сторону только ему одному интересные и его одного волнующие моменты. Без раскрытия сюжета объяснить не получится, так что так.
Теперь о плюсах. Перво-наперво это мир. Ну кому не нравится сказочное феодальное средневековье с рыцарями, нечистью и прочим ? Есть несколько очень интересных задумок (вроде Тающего Города, хотя почему он собственно "тающий неясно), некоторые персонажи даже вызывают интерес и переживания. К тому же в первой части автор осуществил довольно интересную задумку - главзлодей протаскивает в сказочный чужой мир оружие из несказочного нашего мира. Сцена воздушного боя дракона и боевых вертолетов впечатляет как минимум необычностью. Еще одним достоинством книги я бы назвал язык - он легкий и непринужденный.
В итоге имеем книгу, которая в виду жанра, к которому принадлежит, худо-бедно выполняет свою прямую обязанность - развлечь читателя. Если хотите отдохнуть или сделать перерыв в "серьёзном" чтиве, а под рукой больше ничего нет то эта трилогия подойдет.

16) Стивен Кинг "Всё предельно"



Очередной сборник Кинга, состоящий из 14 рассказов разной степени интересности. Большинство историй уже экранизировано либо в виде голливудских блокбастеров либо в виде короткометражек.
Описывать каждый рассказ не буду, перечислю только те, которые чем-то зацепили.
"1408" - небольшая история выдержанная в духе Лавкрафта. Концовка отличается от той, что показали в кино-версии (от обеих концовок кино-версии). Причем финал рассказа мне понравился больше, чем киношный.
"Смиренные сестры Элурии" - небольшая повесть о приключении Роланда Дискейна на пути к Темной Башне. После "Ветра сквозь замочную скважину" я не надеялся, что побочные истории Темной Башни вообще могут быть удачными, но "Сестры" приятно удивили.
"Теория домашних животных: постулат Л.Т. " - атмосферный рассказ со смещенными акцентами.
"Дорожный ужас прет на север" - вроде ничего такого в рассказе нет, но чем-то цепляет. Сюжет в стиле обычной детской страшилки, а-ля гроб на колесиках, но написано здорово.
запись создана: 21.01.2014 в 20:13

@темы: Книги

URL
Комментарии
2014-01-23 в 00:03 

Winter Grin
Построй рать Каберне конусом!
Финал. Выбешивает до зубовного скрежета финал. Инопланетный ребенок купил себе игрушку, а там мы...ЩИТОБЛЯ!?
Хорошие выжили, когда попросили и поумоляли, поплакали и все стало нормально. ДАЧТОЗАХНЯ!?

2014-01-23 в 01:40 

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
Winter Grin, да, с инопланетными детьми у автора перебор. Еще и тот факт, что инопланетяне считали людей ненастоящими вносит непонятки.
Финал впечатлил только грандиозным взрывом и описанием последствий и начал сливаться после последующих смертей от отравления и приключений с инопланетниками. Лишнее это. Лучше бы Кинг оставил открытый финал, мол, после взрыва купол сам исчез. Лучше уж теряться в догадках, чем так )

URL
2014-04-21 в 17:07 

пункт назначения
В море порою вселяется бес, но там ты найдешь отраженье небес.
Мартин вообще много откуда чего понатырил. Т. Уилльямс, Желязны, Дрюон, Бэккер... наверно поэтому я не осилила ПЛИО.

2014-04-21 в 19:19 

Danny Ocean
В одном мгновенье видеть Вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка.
пункт назначения, Еще "Дюна" Герберта ) Но в защиту Мартина можно сказать, что "заимствовал" он довольно талантливо - не копировал внаглую. Я бы сказал - вдохновлялся :)

URL
   

Записки на полях

главная